Чем примечательны храмы Каджурахо

Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – “чудесное место, именуемое Кхаджурахо”.

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: “Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него”.

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) – это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме 🙂

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют – это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

“На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
. Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки.”
И. Ефремов “Лезвие бритвы” 1963 г.

Дальше мы направились к восточной группе храмов. Больше всего запомнились храмы Паршванатх (Parsvanath Temple) Х века и Адинатх (Adinath Temple).

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple), самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации 🙂

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
“Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!”

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант – это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило – богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого “милого человека”. Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на “милые люди”, прижилось :))
Но о людях расскажу отдельно 🙂

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Рекомендую ресторан напротив отеля, который расположен на втором этаже. Стремная, впрочем, как и в большинстве мест обстановка. Но отличный повар. Очень дешево, очень вкусно, очень доброжелательный персонал.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Храмы Каджурахо: все о любви!

Если у вас закончились все фантазии на тему камасутры и вы ни как не можете придумать что-нибудь новенькое, то вам срочно нужно ехать в Каджурахо, который расположен в штате Мадхья Прадеш на севере Индии. Здесь, среди эротических скульптур храмового комплекса 10 века, вы найдете множество вариантов искусства любви.

Храмы Каджурахо или Храмы Любви были воздвигнуты в период правления династии Чандела (10-11 века) и являются памятником мирового наследия. Находятся они в древнем селении Индии с одноименным названием.

Величественные и искусно резные сооружения представляют собой чудеса гармонии и грации, великолепный образец индо-арийской архитектуры. Это один из самых изящных образцов храмового искусства в МИРЕ.

Однако популярность храмам Коджурахо добавляет не столько их грациозный вид и древняя история, сколько чувственные мотивы на тему любви.

Все стены храмов Коджурахо, а в высоту они достигают до 31 метра, заполняют мастерски выполненные каменные фигуры, представляющие историю жизни предков. Здесь и Боги, и Богини, и небесные нимфы, и сурасундарии, кружащиеся в танце. Здесь и воины, и музыканты, и животные, как реально существовавшие, так и мифические.

И все таки главная тема храмов Коджурахо – это эротичные женщины и секс. При чем, если внимательно посмотреть, то секс не только с женщинами и мужчинами, но и … так… по всякому бывает….

Храмы объединены в западную, восточную и южную части. Самая впечатляющая и богатая на эротические фантазии западная группа храмов. Здесь находится храм Лакшмана (Lakshmana), на стенах которого вы найдете фрески, изображающие акробатические оргии. С… с лошадью… тоже здесь.



Обходить храмы рекомендуется по часовой стрелке, чтобы ваше правое плечо всегда было направлено в сторону храма. Правая сторона считается божественной.
В кассе можно купить путеводитель по храмовому комплексу Каджурахо.

Слонику любопытно, что происходит




Своим архитектурным и скульптурным богатством храмы Каджурахо просто поражают. Это огромная и величественная галерея под открытым небом, которая хранит бесценные произведения искусства средневековой Индии. Для красивых фотографий лучше посещать их рано утром на рассвете. Вечером храмы подсвечиваются с помощью прожекторов.

Самый лучший способ осмотреть окрестности деревни Каджурахо – это велосипед. Цена за прокат этого средства передвижения от 20 до 50 рупий в день.
Велорикши от 100 до 200 рупий. Продолжительность катания нужно решать непосредственно с велорикшей на месте. За 200 рупий смело просите целый день.

Как добраться до Каджурахо.

Мы добирались поездом шатабди-экспресс из Агры (с железнодорожной станции — Агра Кэнтт) до станции Джанси.
Шатабди экспрессы — это самые быстрые поезда в Индии. Сидячие мягкие кресла, как в самолете. Не смотря на то, что еда и напитки включены в стоимость билета, по вагонам все равно ходит разносчик еды с подносом для пожертвований по системе: «кто сколько даст».
Вагоны все оснащены кондиционерами.

В здании вокзала на ст. Джанси

Питание в шатаби экспресс

на станции Джанси по дороге из Каджурахо в Дели

Если вы собираетесь в Каджурахо из Дели, то на железнодорожном вокзале в Дели есть специальная касса, которая так и называется «Шатабди-экспресс».
Со станции Джанси мы брали автомобиль с русскоговорящим гидом до Каджурахо с заездом в ОРЧХУ – средневековый город у реки, который известен своими величественными храмами и дворцами.

ВРЕМЯ В ПУТИ от Джанси до Каджурахо около 4-х часов.
РАССТОЯНИЕ — 180 км.
Если без аренды автомобиля добираться, то в Джанси нужно сделать пересадку на другой поезд, следующий до Харпалпура.
В Харпалпура до Каджурахо взять такси или сесть на автобус. Расстояние от Харпалпура до Каджурахо – 98 км.
Обратно из Каджурахо так же до Джанси и поездом «Джанси-Дели». Время в пути – 4 часа. Кормят 5 раз.
Из Каджурахо до Дели можно добраться и на самолете, но перелет обойдется дороже. цены на рейс «КАДЖУРАХО — ДЕЛИ»

Где остановиться в Каджурахо: мой отзыв об отеле в Каджурахо

Мы останавливались в отеле КЛАРКС КАДЖУРАХО, 5*. Отель расположен в шаговой доступности от храмов Каджурахо. Этим он очень удобен. К тому же он недорогой.

Холл отеля в Каджурахо, 5*

Вид из номера отеля в Каджурахо, *

***
После посещения храмового комплекса камасутры в Каджурахо можно совершить экскурсию в Джайнийский храм в Каджурахо.

Посещение храмов Каджурахо в рамках путешествия по Золотому треугольнику Индии

Посещение Каджурахо возможно в рамках нашего с Дипаком путешествия по ЗОЛОТОМУ ТРЕУГОЛЬНИКУ ИНДИИ, которое мы специально организовали и проводим для для тех, кто хочет путешествовать по Индии небольшой компанией.
Если вы одна (один) и не рискуете ехать самостоятельно в Индию, присоединяйтесь к нашей компании.

Храмы Кхаджурахо

Кхаджурахо представляет собой огромный комплекс, расположенный в Индии. Свою популярность он получил благодаря разнообразным скульптурам, изображающим сцены из камасутры.

Это один из самых известных комплексов в мире. Архитектура и оформление впечатляет уникальностью и интересными формами. Башни храмов имеют неровное строение, а стены инкрустированы драгоценностями и украшены резьбой, показывающей сцены из камасутры. Что интересно, внутри сооружения нет никакого эротического подтекста.

На сегодняшний день храмовый комплекс Кхаджурахо внесен в список всемирного наследия.

Все фигуры выполнены настолько точно, что создается ощущение, будто вырезали их из одного огромного камня. На самом деле все работы велись с использованием песчаника, без какого-либо клеящего материала. Детали одной большой конструкции соединялись благодаря цапфовому соединению, требующему особой внимательности.

Из-за большой посещаемости туристами, инфраструктура вокруг храмов современна и очень удобна.

Приехав в эти места, можно приобрести экскурсию не только в храмы Камасутры, но и в национальный парк, расположенный неподалеку.

История Кхаджурахо

Строительство практически всех храмов происходило в период правления династии Чанделла, примерно в 10-11 веках. С самого начала Кхаджурахо был культурной столицей династии, но вскоре ее перенесли в город Махоба. Однако это никак не повлияло на развитие городка.

С храмами связана легенда. Однажды основателю династии Чанделла приснился сон, в котором мать приказала создать такое место, которое показывало бы страсть и плотские желания. Ученые считаю, что, скорее всего, вся династия придерживалась тантризма. Это учение, подразумевает получение плотского удовольствия для достижения нирваны.

Во время строительства храмов была установленная каменная стена с 8 воротами, украшенными золотыми пальмами.

Всего было возведено 80 сооружений, из которых до наших дней дошли только 25.

Площадь всего храмового комплекса составляет более 20 кв. километров.

По всей территории Кхаджурахо расположено 25 храмов, принадлежащих разным религиозным течениям. Как правило, это джайнизм и индуизм.

Храмы Кхаджурахо внесены в состав всемирного наследия. Самое большое сооружение комплекса – храм кандарья.

Все храмовые строения строились по одному плану. В основании всегда располагается крест с несколькими перекладинами. Входя внутрь, вы попадаете в зал ардхамандала, соединенный с мандалой, ведущей в следующее помещение – махамандалу. В нем находятся 4 главные колонных храма, поддерживающие круглый потолок, напоминающий купол. Далее идет помещение, предшествующее святилищу. Оно имеет ступени в форме полумесяца.

Вокруг самого святилища проходит галерея, украшенная надписями и орнаментом. Храм Кхаджурахо буквально заполнен разнообразными статуями и другими подобными элементами декора.

Тут можно увидеть богов и богинь, воинов, любовников, мифологических животных. Все это идеально сочетается и гармонирует друг с другом.

Многие годы храмы оставались заброшенными. Со временем природные явления стали потихоньку разрушать некогда величественные сооружения. Именно поэтому до нас дошли не все 80 зданий, а только 25. Каждое строение имеет три помещения: входное, актовый зал и святилище.

Все храмы построены из песчаника и располагаются на огромной, открытой территории. Все постройки можно разделить на три группы по своему расположению: западная, восточная и южная.

Совсем недавно начались восстановительные работы по воссозданию разрушенных храмов.

Ежегодно в начале весны около храмов Кхаджурато проводится фестиваль национального танца.

Город Кхаджурахо расположен в Индии в штате Мадья-Прадешь. Сюда постоянно приезжают туристы, поэтому инфраструктура всего комплекса развита очень хорошо. Помимо самих зданий, вокруг находятся парки, аллеи, пруды, а также немало гостиниц.

Здесь же можно заказать экскурсию по всем близлежащим достопримечательностям. Советуют посетить национальный парк, находящийся в 30 километрах от города. Он представляет собой небольшую парковую зону с горами и тигровым заповедником, где помимо тигров обитают и другие животные.

Перед поездкой обязательно стоит взять теплые вещи, так как по утрам бывает довольно холодно.

Собравшись в экскурсию по храмам Кхаджурахо с детьми, стоит подумать, ведь большинство строений украшено разнообразными сценами, изображающими групповой секс и зоофилию.

Рядом с достопримечательностью находится улица с многочисленными ресторанами. Чаще всего в них подают индийскую кухню, но если поискать, то можно найти пару европейских ресторанов.

Приезжать в город лучше всего с ноября по март, а в остальное время здесь сильно жарко.

Чем примечательны храмы Каджурахо

Храм Кхаджурахо

Храмовый комплекс в Кхаджурахо

Один из самых величественных и самых знаменитых памятников эротического искусства уже более тысячи лет находится в центре индийского штата Мадья Прадеш. Храмовый комплекс в Кхаджурахо стал благодаря своей уникальности излюбленным местом паломничества многочисленных туристов. Как только его не называют в туристических путеводителях: “самое эротичное место в мире”, “откровенность и секс в каменных скульптурах” и даже “храм Кама-Сутры”. На самом деле, хотя стены храмов Каджурахо действительно украшены множеством прекрасных и откровенных сексуальных сцен, к знаменитой “Кама-Сутре” комплекс имеет весьма далекое отношение.

Впервые Кхаджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства. Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22. По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему. Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день. Сам же город Каджурахо ныне представляет собой небольшой поселок в стороне от крупных транспортных магистралей.

Храмы Кхаджурахо поражают воображение. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясающе, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией. О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день. Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее. От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах. Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла, и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви. Так ли все происходило в действительности, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс. Самые примечательные храмы:

Кандарья Махадео

Самый большой и самый впечатляющий из храмов западной группы, посвящен Шиве. Более 900 скульптур украшают святилище с его стройной башней-вершиной высотой около 30 метров, символизирующей гору Кайласа, обитель Шивы. На первом этаже на резных фризах изображены божества и ритуальные процессии. На фасадах между балконами храма находятся огромные панно с эротическими сценами. Возможно, они изображают любовное слияние Шивы и его божественной супруги Парвати. Внутри храма находится затемненное внутреннее святилище “габхагриха”, символизирующее чрево, которое содержит Лингу – фаллический символ, которому поклоняются в храмах Шивы.

Школа интегрального развития себя

Радуга Жизни

Каджурахо и храмы Кама-сутры

В первом туре нашего путешествия мы побываем в Каджурахо — древнем городе южнее Дели. В нем был найден храмовый комплекс, посвященный искусству любви, также известный изображениями из Кама Сутры.

Набор в группу путешественников открыт: подробнее >

«На внешней стороне храма Каджурахо находятся изображения прекрасных женщин и мужчин в любовных позах. Внутри их нет. Внутри храм пуст, вы не найдете там даже статуй Бога. Идея такова: только когда вы пройдете насквозь вашу сексуальнось с полной осознанностью, все ее стадии, все измерения, только когда вы дойдете до точки, в которой секс уже больше не имеет значения для вас… Только тогда вы войдете в храм. В противоположном случае вы снаружи храма, ваш интерес там.

Поэтому, если вы все еще интересуетесь сексом, этот храм не для вас. Но это послание не направлено против секса. Это внешняя стена храма, храм сделан из этого, и вам придется пройти сквозь через дверь, чтобы выйти за его пределы. А за пределами нет ничего кроме абсолютной пустоты.»

Про эротические изображения в этих храмах известно слишком широко. С пониманием смысла дело обстоит хуже… Но начнем с начала.


Храмы в Каджурахо были открыты только в 1838 году, англичанином Т.С.Бартом, пораженным откровенными сценами скульптурных групп на стенах храма. Сооруженные в 10-12 веках династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией(сейчас это штат Мадхья-Прадеш) в средние века и прославившие себя строительством 85 подобных индуистских храмов на территории в 20 кв. км., из которых 22 дожили до наших дней,включая знаменитый храм Кандарья Махадевы..

Столицей Каджурахо был совсем недолго и, скорее, исполнял функции религиозного центра династии. Схожие в архитектурной концепции, храмы, все же, не принадлежат к какой-то одной религии или религиозному направлению: некоторые посвящены Шиве, другие – Вишну, третьи – Джайну Тиртанкарасу.

Именно смешение религиозного и эротичного в архитектуре, наводит на мысль о принадлежности Каджурахо к учению Тантры. Доказательство тому – скульптуры всех храмов, которые, в первую очередь, дань жизни, в ее возвышенном и непосредственном воплощении.

Эротические сцены представлены на относительно небольшой части фресок, хотя все скульптуры пронизаны тонким эротизмом, манифестирующим красоту чувственного человеческого бытия, отраженного с интригующей и изящной откровенностью.

Долгое время, из-за «аморального» содержания, храмы оставались в тени, но общественные устои, со временем, изменились и изменили направление туристических маршрутов. Сейчас посещение «храмов Кама-Сутры», как совершенно несправедливо трактуется это место в большинстве путеводителей, стоит на первых местах.

Храмовый комплекс Каджурахо расположенный на горном плато южнее Варанаси(300 м над уровнем моря),обьявленный памятником мирового наследия в 1986 году, является уникальным даром миру. Это ода жизни во всех проявлениях и настроениях.
Здесь застыли в камне самые утонченные выражения радости и любви увековеченные талантом скульпторов и каменотесов.

Кандарья Махадео

Храм Лакшманы

Храмы Вишванатха и Нанди

Храмы Адинатха и Парашванатха

Фасады храмов Адинатха и Парашванатха, посвященных 1-му и 23-му тиртханкарам, мало отличаются от индусских храмов, поскольку и здесь индусские боги представлены согласно космическому миропорядку. Идолов тиртханкаров можно узнать по ромбовидному знаку на груди или по их наготе.

Отличить друг от друга богов, в несметном числе украшающих фасады храмов и святилищ, исключительно трудно. Приметами каждого бога являются его атрибуты и сопровождающие животные. Во главе пантеона стоят Шива, Вишну и Брахма. Приверженцы Шивы (шиваиты) видят в нем создателя, хранителя и разрушителя мира. Атрибуты Шивы – трезубец, барабан в виде песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антилопа, кобра, ожерелье из человеческих черепов, третий глаз во лбу, а его постоянный спутник – бык Нанди.

Легенда храмов Каджурахо

Творцы храмового комплекса Каджурахо утверждали, что они были потомками бога Луны. Существует интересная легенда в этой связи.
Красавица Хемавати, дочь брамина, купалась одна в лесном озере, когда её соблазнил Бог. Через некоторое время у неё родился сын. Чандраварман, основатель династии Чанделов, построивший комплекс рос и, в конце концов, стал правителем. Однажды во сне он увидел свою мать, которая уже давно умерла. Во сне она молила его построить такие храмы, которые бы передавали человеческую страсть во всех её аспектах, а так же и реализацию бесплодности сексуального желания.

Если можно сказать, что у храма Каджурахо есть тема, то это женщина.
Празднование женщины и мириадов ее граней и настроений: она пишет письмо, накладывает краску для век, танцует с радостной страстью, играет с ребенком.
Женщина – невинная, кокетливая, улыбающаяся – бесконечно соблазнительная, бесконечно прекрасная.

Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным мастерством, но лица их ничего не выражают. Кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия и находятся в состоянии экстаза? Или просто
свидетельствуют? Открытые в прошлом веке, эти храмы всегда вызывали споры о том, зачем были изображены сексуальные картины на внешних стенах храма.

ru_travel

путешествия и прочее

Джайнские храмы Кхаджурахо

В последний день в Кхаджурахо мы поехали смотреть группу джайнских храмов и еще отдельно стоящие храмы. Они находятся в стороне от основной, западной группы храмов и меньше посещаются туристами. И вот тут стройная туристическая версия истории храмов Кхаджурахо, по которой они сохранились при мусульманах, ибо заросли джунглями, а в 19 веке были обнаружены и расчищены англичанами, дает определенные сбои и неясности. Хотя я понял это поздно и гида подробно не расспросил. Фишка в том, что в Кхаджурахо есть старая деревня, Old village, в которой люди занимаются сельским хозяйством. Она несколько в стороне от западной группы храмов, но там всего 15 минут пешком. И, значит, жители не могли не знать, что храмы есть. Более того, джайнские храмы – вообще рядом с деревней. А если деревни вообще не было до расчистки храмов, то не слишком понятно, почему она вообще возникла, при чем в стороне от храмов.

Сами джайнские храмы тоже производят смешанное впечатление. Потому что это явно старые индуисткие храмы, построенные в том же стиле, что и западная группа храмов, которые потом перестроены или приспособлены под джайнские храмы, например, простой установкой статуи бога. И интересный вопрос – почему они, собственно, джайнские. Потому что история говорит, что до открытия англичанами джайны не знали, что в Кхаджурахо есть их храмы, они стояли заброшенными. И только после сообщения – приехали к обретенным святыням и восстановили. Может, про джайнские – ошибка?

Но, по-любому, сходить и посмотреть – интересно.

Утро начинается с поездки за гидом к храмам. Кхаджурахо – его родина и пока мы здесь – он рассекает на мотоцикле. Выглядит импозантно. Кстати, как я уже писал, его зовут Зиту, по-английски Jeetu, skype rajjeetu, почта rajjeetu256@yahoo.co.in.

Он рассказывает не популярные версии и байки (хотя это тоже есть), а раскрывает дух Индии, ее религии и подходов к жизни. И это – интересно, я в эту поездку проникся. Особенно идеей, что наш дом – там, на небе. А здесь, на земле – отпуск, отдых. И проводить его надо соответственно, а не тратить на всякие скучные и грустные дела или бесцельные страдания. А еще – идеей единого бога, у которого много воплощений, ставших, в числе прочего, богами разных религий. проповедовавших тоже разное – потому что говорили они сообразно контексту – окружающим людям и обстановке. И потому спор о точных словах – не имеет особого смысла. Что, однако, вовсе не означает уважения и почтения к любым словам и взглядам. потому что все находятся на разном уровне понимания, некоторые – как дети, а детей – их правильно хвалить за то, что понимают правильно, и учить тому, что они еще не понимают. Лучше – добровольно, дети часто учатся сами, но в сложных случаях – есть бамбуковая плака, она – тоже орудие наставника.

Впрочем, я отвлекся, а мы – приехали к храмам. Комплекс – действующий.

Над ним развевается многоцветный джайнский флаг.

А вход украшен цветами, похожими на два глаза в очках.

И да, ворота сторожит древний лев.

Внутри – типичный храмовый дворик, по периметру – храмы. Сам дворик построен относительно недавно, но вот часть из храмов, которые в него встроены – старые. И получается такая смесь старого и нового.

Внутри сидят джайнские учителя, аскеты, которые дали учение. Считается, что это – реальные персонажи, жили в очень древние времена, но не одновременно. Правда, каким образом это установлено для меня – большая загадка. Во всяком случае, основателя джайнизма считают современником Будды. Но, опять-таки, годы жизни Будды тоже установлены мутным образом.

Древние скульптуры – в более плохом состоянии.

Выходим из основного храма. Вокруг стоит еще несколько, различной древности и сохранности.

Этот храм обильно украшен эротической скульптурой и бытовой скульптурой. Хотя храмы известны именно благодаря эротической скульптурой, в фигурах она перемежается с бытовыми подробностями, а собственно секс занимает не так много места. Правда, надо отметить, что фигуры, особенно женские – привлекательны и зовут, даже когда тема бытовая. Собственно, как, например, в современной рекламе.

Многократно повторяется зверь желания. Он многолик, его голова меняется. И рядом всегда две человеческие фигуры, одна символически показывает какое-то желание или страсть, а другая – результат исполнения. Который может быть или позитивным – ты оседлал зверя, управляешь желаниями и получаешь удовлетворение и удовольствие, или наоборот, желание тебя изнуряет и убивает. Гитд рассказывал конкретные варианты, которые обычно соотносились и с обликом зверя и с богами рядом, но это я уже не запомнил.

Вот здесь человек не смог справиться со своими желаниями и порожденный ими зверь его малость ликвидировал. А рядом – женщина подводит глаза. Кстати, в Индии глаза подводят каким-то специальным природным красителем начиная с девочек, не только (не столько) для красоты), сколько для остроты зрения.

Девушка массирует свою ногу. При этом стоит в йогической позе, так ногу поднять не слишком просто. А на стопе – многочисленные чувствительные точки, связанные с внутренними органами. Этот сюжет довольно часто повторяется в храмах.

Две женщины спорят из-за мужчины, ему тоже достается, вернее, его бороде.

Идем к следующему храму. Часть построек, явно более поздняя, без скульптур. То ли все это построили только в 19 веке, после открытия храмов в джунглях, то ли раньше, когда в мусульманское время мода на изображения людей уже прошла, но старые храмы еще не разрушали.

Джайнский святой внутри старого индуистского храма. По-моему, чужеродность достаточно очевидна.

Постамент святого поддерживают какие-то животные

Попугайчик расклевывает провод

Еще один храм. К старому купольному сооружению была позднее пристроена квадратная неукрашенная пристройка.

С головой коровы – символ коровы-кормилицы. Кстати, корову священным животным в Индии объявил один мудрый царь с чисто утилитарной целью: чтобы во время голода коров не забивали, а оставляли и доили – и было чем выкармливать детей, особенно младенцев.

Это – голова крокодила. Если она одна – то она направлена в сторону Ганга. Она делается для того, чтобы жертвенная вода из храма утекала в священную реку. Правда, у крокодила здесь зачем-то хобот слона, но это уже вольности художника.

Внутри храма – совершенно гладкий алтарь с джайнским святым.

Покидаем группу джайнских храмов.

А нас ждет еще один храм.

Он окружен красивым газоном-садом, на котором проводятся медитации.

Как было видно на снимке, большая часть храма не украшена, без скульптур. При строительстве кончились деньги, наверное. А может, было сбито. Но часть скульптур сохранилось, и среди них есть откровенно сексуальные сюжеты.

На последней девушка изогнулась очень сильно.

А вокруг – парк. Правда, деревьев маловато.

У голке – такая японская грка камней в переплетении растений.

Каменная лавочка под деревом.

Наша поездка в Кхаджурахо кончается. Заходим еще в пару магазинчиков за сувенирами.

Все фотки – в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении – вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Индия

Храмы Каджурахо


(Всего 13 фото)

Храмы Каджурахо

Первым европейцем, открывшим храмы Каджурахо, стал в 1838 году англичанин Бартом. Тогда он был шокирован фасадами храмового комплекса, потому достаточно долгое время эти необычные сооружения скрывали от глаз общественности.

Позже нравы стали свободнее, подобные картины перестали вызывать оторопь и туристические операторы включили храмы Каджурахо в свою сферу.

История храмов связана с историей божественной любви 10-12 века. Девушка из одного знатного рода купалась в озере, где ее увидел Бог Луны. Красота девушки поразила его и бог предложил красавице стать его женой.

Но девушка была не только красивой, но и прагматичной. Ее не устроило божественное предложение, не захотела она связываться с богом, постоянно отлучающимся к себе на Луну.
Тогда бог Луны предложил девушке оставить в залог его любви ребенка, который будет величайшим воином и правителем.

Эта мысль прелестнице приглянулась, они любились с богом, и в срок она родила сына Чандравармана, который стал основателем династии Чанделов.
Родственники историю с рожденным от бога ребенком могли не принять и потому любовница Лунного бога сбежала в дикие леса.

Там она вырастила сына, обучила всем премудростям.
Сын вырос и действительно стал великим правителем. И вот как-то, когда мать была уже давно мертва, покойница явилась Чандраварману во сне и попросила построить храм, который бы показывал бы бесплодность бренных сексуальных желаний. Правитель был добрым сыном и исполнил волю матери. Он построил храмы Каджурахо, самый известный из которых Кандарья-Махадева.

7 индийских храмов секса и любви

  • Сцены cекса на стенах храмов в Индии

    7 индийских храмов любви и секса

    Куда ни глянь, всюду секс

    Индия — сакральная страна чудес, полная загадок. Загадок духовных и телесных. Со всего мира сюда, в древние храмы, едут миллионы людей за ответами. Но некоторые из них порождают больше вопросов, чем ответов. Особенно индийские храмы секса и любви.

    Первые европейцы, увидев сцены секса на стенах индийских храмов, были изрядно шокированы

    Сцены cекса на стенах храмов в Индии

    Тысячи людей стекаются в Индию, чтобы увидеть так называемые храмы секса и любви. Эти невероятные религиозные индийские сооружения потрясают своей красотой и эротическими сюжетами на стенах. Искусные барельефы и скульптуры из камня изображают богов, обычных людей и животных в весьма пикантных ситуациях. Именно откровенные сцены сексуального характера заставляют туристов застывать в изумлении, а некоторых буквально повергают в шок. Ведь этим храмовым эротическим скульптурам сотни и сотни лет! Почему же в местах поклонения богам так много секса? И зачем нужна интимная архитектура Индии?

    Архитектурный гимн сексу в Индии

    По одной версии, древние индийцы придавали одинаковую значимость и телесным, и духовным началам. Никаких табу в отношении секса не существовало. Более того, искусству любви специально обучали: вспомните знаменитую «Камасутру» , которую начали писать еще в IV в. до н.э. Но было и четкое понимание того, какое место в жизни человека должен занимать секс. Индийские храмы — четкое тому подтверждение. Все картины похоти изображены только снаружи храмов на низших уровнях стен, чтобы каждый молящийся мог очиститься от низменных чувств и научиться их контролировать.

    Интимная архитектура Индии воспевают любовь во всех ее проявлениях

    ТОП-7 индийских храмов любви и секса

    Индийских храмов, иллюстрирующих секс древних, конечно же, намного больше. Мы отобрали лишь семь самых-самых.

    Гоматешвара — самая высокая в мире статуя из монолита (18 м)

    Кхаджурахо — самый знаменитый храм

    Этот знаменитый символ храмовой эротической скульптуры древней Индии прекрасно сохранился. С 1986 года комплекс из 20 сохранившихся храмов в городке Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш) охраняется ЮНЕСКО. Все они посвящены богам вайшнавизма , джайнизма , шиваизма и были построены в период с 950-го по 1100-й годы.

    Секс без табу в древних индийских храмах

    Эротические образы встречаются на фризах и барельефах фасадов храмов. Чаще всего это сурасундари — пышнотелые красотки, олицетворяющие небесную женскую красоту. Но также встречаются сцены гомосексуального характера. Примечательно, что секс представлен только с одной целью из трех возможных в индийской философии — с целью удовольствия. О просвещении и продолжении рода речь не идет. По подсчетам индологов, эротизма в этих барельефах не так много. От общего количества скульптур откровенно сексуальных всего лишь 2-3%. Зато каких!

    Кхаджурахо — родина «Камасутры»

    Храм Солнца — самый непристойный

    Это потрясающее творение индийского зодчества XIII века в Конарке (штат Орисса) посвящено богу Солнца и выглядит как колесница невероятных размеров с колесами и колоннами. Храм с эротическими фигурками расположен недалеко от океана, и, к сожалению, не дошел до современников в первоначальном виде.

    Индийский храм секса и любви в Конарке построен в честь Солнца

    Главная башня высотой 60 метров покоится в руинах. Зато основная часть каменных скульптур и барельефов дожили до наших дней. Большинство посвящены теме самых откровенных плотских утех. В свое время британцы посчитали их непристойными. А археологи до сих пор уверены в их сакральности.

    Секс в этом храме посвящали Солнцу. Намного лучше жертвоприношений

    В наши дни в храме Солнца кипит жизнь. Помимо паломников, сюда ежегодно приезжают люди на фестиваль классического индийского танца.

    Борамдео — самый поэтичный

    Из-за множества непристойных скульптур на стенах этот комплекс из четырех храмов в штате Чаттисгарх часто сравнивают с Кхаджурахо. Их красота настолько совершенна, что их еще называют «сверкающей поэзией в камне». Храмы посвящены Шиве и построены царями Нагванши из камня и кирпича. Многие сцены секса на стенах этих индийских храмов отражают позы «Камасутры». Например, в храме Мадха Махал их 54.

    Индийский храм Борамдео построен в период процветания тантризма и оккультизма

    Трипурантака — самый искусный

    Этот храм, возведенный в 1070 году н.э. в штате Карнатака, сейчас находится в полуразрушенном состоянии, но по-прежнему славится своей перфорированной резьбой по камню. Стены, окна, потолки, экраны — все пестрит миниатюрными фигурками мифических животных и людей, занимающихся изощренным сексом.

    Тысячу лет назад секс не был под прицелом пуритан

    Храм Солнца — самый разрушенный

    Ценителям архитектуры индийских храмов обязательно стоит взглянуть на Храм Солнца в Гуджарате. Он построен в XI веке на берегу реки и на протяжении столетий подвергался то разграблениям, то эррозии. Но уникальные элементы резьбы по камню сохранились. Наряду с бытовыми сюжетами из жизни богов и людей, на стенах храма встречаются фрагменты сексуальной жизни той эпохи — чистой и не подверженной строгой морали.

    В древнем индийском храме Солнца секс символизирует плодородие

    Маркандешвар — самый демонический

    По легенде этот храм бога Шивы построили на берегу реки злые силы всего за одну ночь. Паломники посещают его и в наши дни, считая это место святым. Впрочем, большинству туристов этот индийский храм не очень известен. Сложная искусная резьба по камню отличает его от других религиозных сооружений. Помимо привычных житейских сцен, сексу также отведено немало сюжетов на стенах.

    По преданию, храм Маркандешвар построен за ночь злыми силами

    Вирупакша — самый древний

    Расположенный в Хампи (штат Карнатака) храм Шивы также относится к объектам наследия ЮНЕСКО. Он построен в VII веке на обширной территории у реки Тунгабхадра, состоит из множества частей. Несмотря на разрушения, Вирупакша и сейчас привлекает многочисленных паломников и туристов. Особенно в начале декабря, когда здесь проводится свадебный фестиваль Вирупакши и Пампы. Любовь телесная воспринималась древними иначе, и вполне понятно, что декор этого индийского храма также не лишен сцен плотских утех.

    Эротические сценки на стенах храма привлекают в Хампи множество туристов

    Куда ни глянь, всюду секс

    Индийцы искренне верили, что эротика на стенах способствует отречению от низменных побуждений. Поэтому скульптуры влюбленных, занимающиеся сексом, можно встретить во многих других индийских храмах. Советуем посетить:

    • древний храм Нанды Деви в Альморе (штат Уттаракханд)
    • храм Лингараджа и Бхубанешваре, (штат Орисса)
    • джайнский храм секса Осиан Джайн, (штат Раджастхан)
    • Джагдиш Мандир, построенный в честь Вишну (штат Удайпур)
    • руины храмов Падавали, (штат Мадхья-Прадеш)
    • храм Кайласа, расположенный в пещерах Эллоры (штат Махараштра)
    • Ранакпур — храм из белого мрамора посвящен Адинате, (штат Раджастхан)

    Еще одна версия: секс изображали на стенах храмов для полового воспитания

    Сквозь века эти волнующие эротические образы, запечатленные в камне, помогают современникам лучше понять историю этой дивной, страстной страны. Интимная архитектура Индии будет волновать еще многие поколения землян.

    Храмы Кхаджурахо: духовность и эротика древнего времени

    Храмы Камасутры, храмы страсти и эротики — столь лестными названиями наделяют туристы комплекс храмов в Кхаджурахо. Чем же вызваны столь лестные комментарии и неуемные разговоры об этой индийской деревне и храмах, находящихся в ней? Чтобы ответить на этот вопрос стоит лишь взглянуть на их отделку — статуи в Кхаджурахо стали одним из прекраснейших достояний эротической скульптуры в мире.

    Древние сооружения в долине Кхаджурахо

    Кхаджурахо — маленькая деревня в Индии с численностью населения не превышающей 3000 жителей. Она примечательна тем, что имеет глубокую историю и комплекс индуистских храмов IX-XII века до н.э.

    Известно, что вокруг деревни существовало около 85 храмов, а также имели место и светские строения, но к нашим дням сохранились лишь 25 храмов, повествующих об уровне мастерства древних скульпторов и архитекторов, культуре и, конечно же, красоте и чистоте человеческого тела и плотской любви.

    Эротические скульптуры, украшающие стены

    Несмотря на то, что о храмах большинство увидевших говорит исключительно как о сооружениях с эротическими скульптурами, храмы Кхаджурахо имеют глубокий духовный смысл, показывают религиозность здешних обитателей и почитание божеств.

    Даже голые статуи сплетенных тел не выглядят вульгарно — они настолько чисты и непорочны, одухотворенны и исполнены чувств, что не возникает абсолютно никакой ассоциации с вульгарностью и распущенностью, лишь эстетическое умиление столь красноречивыми и непринужденными позами.

    Относительно эротических скульптур учеными выдвигаются различные версии, которые объясняют такую тематику древнеиндийских скульпторов. По одной из них тематика была списана с текстов Камасутры, по другой — мастера просто изобразили то, что было общепринятым и воспринималось общественностью того времени как должное. Так или иначе, до наших дней дошли прекрасные скульптуры, показывающие высокий уровень эстетической наполненности отношений древних мужчины и женщины.

    Кандарья-Махадева

    Наиболее крупным и грандиозным среди всех храмов Кхаджурахо предстает Кандарья-Махадева. Его отделка выглядит намного богаче и искуснее, нежели других построек в долине. Его сооружение датируется XI веком.

    Древнее обитатели Кхаджурахо поклонялись здесь божеству, символизирующем мужское начало — Шиве — именно его трехметровая статуя украшает центральный зал храма. Кроме статуи Шивы в храме также присутствует около 650 статуй различных существ и людей, изображающие разнообразные сцены из жизни.

    Храмы Кхаджурахо — это сооружения, которые поражают своей архитектурной сложностью и кропотливостью труда, затраченного на их строительство. Грандиозные многочисленные статуи дают современному человеку представление о жизни, протекающей здесь много веков назад, раскрывают духовность и чувственность тех, кто когда-то обитал в прекрасной долине.

    Храмы Каджурахо

    Фотографии

    Основная информация

    Кхаджурахо – некогда столица могущественной династии Чанделла, сейчас это небольшое (по меркам Индии) местечко с населением около 10000 человек, расположенная в штате Мадья-Прадеш в Центральной Индии. Является частью мирового наследия и очень популярный среди туристов. Здесь расположен одна из главных достопримечательностей Индии – тысячелетний храмовый комплекс.

    Некогда тихую деревушку Кхаджурахо в центральной части станы сегодня посещают более 150 туристов в год, а авиакомпании ведут жесткую конкурентную борьбу за право летать в это местечко. Ведь в Кхаджурахо находится множество храмов не только с изображением индуистских богов и сцен из жизни царской семьи, но и знаменитая «энциклопедия индийского искусства любви». Нигде больше в мире чувственность не выражена с такой интригующей откровенностью как в этих изваяниях.

    На одном барельефе теорию любви учитель демонстрирует на практике перед стыдливо улыбающимися учениками. На следующем же ученики уже «сдают экзамен», проявляя завидную изобретательность.

    На некоторых храмах барельефы «рассказывают» легенду о зарождении самого рода правителей. Здесь – бог Луны Чандра (Chandra) любуется на прекрасную купающуюся девушку. Далее – желая соблазнить ее, он принимает облик юноши. А вот, от этого страстного союза уже рождается мальчик, благословленный богами.
    Так, словно кадры кинопленки мелькают перед глазами туристов сцены, иллюстрирующие индуистское учение о тантре, которое в противовес аскетизму считает, что чувственная любовь возвышает человека, приближает его к абсолютной истине. Так что даже намек на какую-либо фривольность в изображениях священных образов и богинь у индийцев отсутствует.

    Храмы Кхаджурахо отражают блистательный расцвет художественного творчества, которому покровительствовали могущественные правители Чанделла. Местоположение спасло храмы от мусульманских набегов и привело их в запустение после заката Чанделла в XIII в. Заросшие густым лесом в в течение нескольких столетий, они были вновь «открыты» в 1838 г. англичанином Т. Бертом. По преданиям изначально здесь было 85 храмовых построек, и в ходе раскопок тут отрыты многочисленные руины.

    Сохранившиеся двадцать пять храмов, признанные ЮНЕСКО мировым наследием, были воздвигнуты в IX-X вв. Сооружения, отражающие искусство и архитектуру Северной Индии в древности, примечательны грандиозными размерами и удивительно гармоничной композицией, а также замечательно выполненными скульптурами. Здесь свыше 800 изображений богов и богинь, воинов и животных, музыкантов и танцоров, чувственных дев, и, разумеется, знаменитых эротических сцен.