Достопримечательност Санкт Петербурга екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец – одна из самых красивых и часто посещаемых достопримечательностей Царского Села. Великолепные интерьеры дворца и роскошная садово-парковая территория не единожды служили декорациями для съемок исторических фильмов и проведения свадебных фото сессий.

Екатерининский дворец – часть архитектурно-паркового ансамбля Царского Села, одна из самых притягательных для туристов достопримечательностей. Ежедневно залы дворца посещают сотни гостей, очарованных роскошью интерьеров и богатой историей.

Немного истории

Царское Село ведет свою историю с 1710 года. В этот год император Петр Первый подарил своей супруге Марте Скавронской, будущей Екатерине Первой, Саарское поместье с прилегающими к нему деревнями. Спустя семь лет на этом месте начинается возведение загородного дворца для императорской четы под руководством немецкого архитектора Браунштейна. Еще через семь лет строительство резиденции завершается, и императрица присуждает ей название «Каменные палаты».

Екатерининский дворец. Фото: @iurii_zarankov

Привычный облик дворец обретает в период царствования дочери императора – Елизаветы Петровны. Дворец обзаводится третьим этажом, при этом северное крыло венчают купола церкви, а к южному пристраивается парадное крыльцо. Фасад строения приобретает лазоревый цвет, который отлично гармонирует с позолоченными элементами декора, на многих из которых появляется именной вензель новой хозяйки резиденции.

Перемены коснулись не только внешнего облика дворца, но и его планировки. Комнаты и залы были объединены. Изменения внутренней конструкции дворца проходили под руководством архитектора Растрелли, который работал над созданием архитектурного комплекса Зимнего дворца. Позже интерьеры резиденции не раз подвергались доработкам: в эпоху Екатерины Великой внутреннее убранство дворца приобрело античные черты, а при Александре Первом в интерьер были внесены сюжеты победы русской армии над Наполеоном.

Интерьеры Екатерининского дворца

Экспозиция охватывает историю Екатерининского дворца, знакомит с творчеством архитекторов, которые трудились над обликом парадных залов и комнат резиденции в период XVIII-XIX веков, а также демонстрирует титанический труд реставраторов, возродивших величайший памятник архитектуры после Второй Мировой Войны. В настоящее время восстановлены 32 из 58 разрушенных войной залов.

Наибольший интерес вызывает Большой зал – самое просторное помещение во дворце, предназначенное для дипломатических приемов и аристократических балов. Ширина зала – порядка 18 метров, высота потолков – около 47 метров. Весь потолок Большого зала увенчивает расписной плафон. По всему периметру помещение украшено зеркалами, лепниной и обилием позолоченных элементов. Благодаря 13 большим панорамным окнам с каждой стороны создается ощущение бесконечного пространства.

Интерьер дворца. Фото: @ oksana.smirnova.stylist

Рядом располагается более скромная Кавалерская столовая, изначально предназначенная для небольших приемов и балов, и Большая белая столовая, в которой накрывали стол для императорской семьи, устраивались официальные встречи и пышные застолья.

В Картинном зале собраны выдающиеся произведения европейской и русской живописи XVII-XVIII столетий. Центральное место отведено полотну «Полтавская битва», заказчиком которого выступил лично Петр I.

Внутреннее убранство. Фото: @ julia_zhogol

Увидеть сюжеты истории Древнего Рима, мифических созданий и героев легенд можно в Арабесковом зале, который, по утверждениям историков, был особенно любим Екатериной Второй.

Парадные изображения всех императоров России хранятся в Парадном зале дворца. Жемчужина коллекции – портрет Екатерины Второй с лентой Андрея Первозванного.

Янтарная комната

Янтарная комната – одна из причин большой популярности дворца среди путешественников. Каждый хочет увидеть своими глазами воссозданные янтарные панно, найти оригинал которых мечтают все кладоискатели мира.

В 1716 году король Пруссии преподнес Петру Первому в качестве презента панно из янтаря. Изначально панно украшали стены одной из комнат Зимнего дворца. В Царское село панно были перевезены в годы правления Елизаветы Петровны, в период перестройки Екатерининского дворца. Поскольку площадь кабинета была больше размера панелей, были заказаны дополнительные янтарные детали. Комната оформлялась по проекту Растрелли, который применил большое количество зеркал, чтобы естественное освещение днем и пламя свечей в темное время суток наполняли помещение мягким золотистым светом.

Янтарная комната. Фото: @ aryamnova.e

Янтарная комната была вывезена немцами за пределы России в годы ВОВ и полностью утрачена. Кабинет восстанавливался в период с 1979 по 2003 годы по сохранившимся изображениям и описаниям современников.

Екатерининский дворец – выдающийся памятник истории и архитектуры, посетив который, можно открыть новые истории России периода XVII-XVIII веков. В теплый период здесь можно прогуляться по роскошному парковому ансамблю, полюбоваться видами Большого озера, прокатиться верхом или на ретро автомобиле. А зимой насладиться спокойствие и роскошью загородной резиденции императоров без шумных толп туристов.

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Цена билета: Билет для взрослых российских и белорусских граждан – 700 рублей, для иностранцев – 1000 рублей. Стоимость билета для школьников и студентов – 350 рублей. Для детей до 16 лет вне зависимости от гражданства вход бесплатный.

Время работы: Среда-понедельник: 10:00-18:00. Каждый вторник и последний понедельник месяца дворец закрыт.

Как добраться: Дорога до Царского Села на авто по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 до 60 минут. Чтобы добраться до места назначения на электричке необходимо проехать от Витебского вокзала до станции «Царское село», далее от пушкинского автовокзала на автобусе или маршрутном такси № 382 доехать до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“». Ориентировочное время в пути — 45-60 минут.

Достопримечательности Санкт-Петербурга. Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец, расположенный в ближнем пригороде Санкт-Петербурга – городе Пушкине, когда-то именовавшемся Царским селом, является одним из знаковых архитектурных сооружений в окрестностях Северной Пальмиры, воплощая в себе величие и очарование давно минувшей эпохи. Его заложили в 1717 году по велению императрицы Екатерины I, а исполнено сооружение было в стиле позднего барокко. Автором проекта стал немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Впоследствии, уже во времена правления Елизаветы Петровны Романовой, русские зодчие Михаил Земцов и Андрей Квасов существенно расширили дворец, а также сделали его более благоустроенным. Не обошлось здесь и без знаменитого Бартоломео Растрелли, лично приглашённого государыней в качестве специалиста по планировке и строительству.

Главным достоинством Екатерининского дворца служит его осевая система накладных портиков в фасадной части здания, органично вписывающаяся в общий архитектурный ансамбль. Среди центральных внутренних помещений выделяется Янтарный кабинет или Янтарная комната, отличающаяся роскошью и богатым убранством. Начиная с 1756 года, императорская резиденция стала центром придворной жизни, где регулярно проводились балы, устраивались маскарады, решались важные политические вопросы на государственном уровне. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от немецких снарядов, но было восстановлено спустя некоторое время после капитуляции Германии.

Екатерининский дворец восхищает своими размерами, внушительной пространственной динамикой, а также оригинальностью и многообразием декора. Голубой и золотистый цвета придают ему изрядную долю эмоциональности, насыщенности и торжественности. Ещё, обращают на себя внимание глубокие впадины окон, обилие лепнины, скульптур и красочная расцветка фасадов. Внутренние интерьеры сооружения сочетают в себе всяческие художественные стили, хотя преобладают более традиционные для XVIII-XIX столетий, барокко и классицизм. Роскошь внутреннего убранства, лучше всего читается в оформлении Янтарной комнаты, Голубого салона, зала для балов и Арабескового зала. Изысканным дополнением к этому ажурному облику исторического памятника служат позолоченные купола домовой церкви.

Прямо перед Екатерининским дворцом выделяются великолепные цветочные клумбы и растения, а неподалёку раскинулся живописный одноимённый парк, особенно поражающий своей красотой в летнее время года. В наши дни, бывшее Царское село, пользуется огромной популярностью не только у туристов, но и у самих питерцев, а грандиозный императорский дворец уже на протяжении многих лет считается символом этих мест, как магнитом притягивая взоры тысяч гостей, приезжающих в Пушкин.

Екатерининский дворец, Пушкин, Санкт-Петербург

Екатерининский дворец краткое описание достопримечательностей

Для всех, кто стремится грамотно распорядиться временем при посещении Екатерининского дворца в Царском Селе и насладиться созданной мастерами красотой, предлагаем краткое описание достопримечательности музей. Чтобы не сбить ноги и увидеть самое главное:

Список достопримечательностей Екатерининского дворца под Петербургом

Если вы решили побывать в Екатерининском дворце под Санкт-Петербургом, то предлагаем краткий путеводитель по его достопримечательностям. Так вам будет удобно осматривать все интересные места и при этом ничего не упустить.

А наши краткие пояснения позволят быстро войти в курс дела.

Янтарная комната признана уникальным сокровищем Екатерининского дворца. Она украшена янтарными панелями с добавлением золоченой резьбы и зеркал. Здесь было самое большое хранилище изделий из янтаря в Европе, а вскоре был создан музей старинных вещей императорской семьи из янтаря (шашки, шахматы, шкатулки).

Сохраните, чтобы не потерять!Парадная лестница

Парадная лестница из белого мрамора четырьмя маршами ведет на 2 этаж. С восточной и западной сторон она освещена солнечным светом, проникающим через трехъярусные окна. Интереьер лестницы декорирован лепниной, вокруг расставлен китайский и японский фарфор 18-19 веков.

Большой зал

Сокровищем Екатерининского дворца является Большой зал, где проводили балы, маскарадные представления и торжественные обеды. Зал как будто безграничен, за счет многочисленных зеркал на стенах.

Арабесковый зал

Арабесковый зал стал одним из самых выразительных праздничных апартаментов во дворце. Выполненный в античном стиле, он, несомненно, поражал оригинальными интерьерами не только императрицу Екатерину II, но и современников.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила местом ежедневных ужинов царской семьи. Среди изящного оформления с позолоченной резьбой эти церемонии сопровождались изысканной сервировкой (драпированные скатерти, фарфоровые композиции, цветочные гирлянды).

В Портретном более двух веков выставлялись портреты членов императорской семьи. Внутреннее убранство зала было уничтожено во время войны, но восстановлено по фотографиям и отдельным частицам интерьера.

Картинный зал назван так по причине отделки стен живописными полотнами. В зале с площадью более 180 квадратных метров проводились музыкальные вечера, дипломатические аудиенции и заседания.

Парадный кабинет Александра I

Парадный кабинет служил местом для официальных визитов. Он имеет и другое название – Мраморный кабинет императора, так как стены его были отделаны мрамором светло-розового оттенка.

Китайская голубая гостиная

Назвали ее так потому, что на протяжении 150 лет стены ее были обиты китайским шелком голубого цвета.

На территории Екатерининского парка расположена одна из известных достопримечательностей – фонтан «Молочница». И существует примета, что, если умыться водой, которая льется из кувшина Молочницы, то к вам непременно явится муза, и будет вдохновлять вас снова и снова.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Фото Екатерининского дворца в Царском Селе

Время: 10:00-18:00. Выходной день – вторник.

Стоимость: 700–1500 руб.

Екатерининский дворец – Царское село, ул. Садовая, 7

Екатерининский дворец – украшение Царского села, главное сооружение этого дворцово-паркового ансамбля Каждый день этот объект принимает не менее 2 тысяч туристов. Дворец был возведен в качестве летней резиденции царицы Екатерины I.

Строительство началось в 1748-ом году и продолжалось вплоть до 1756-го. Убранство дворца стало отражением двух стилей, господствовавших в те времена: барокко и классицизма. Здание поражает своим великолепием и богатством декора.

Екатерининский дворец имеет протяженность в 306 метров, построил это уникальное здание выдающийся архитектор, ярый приверженец стиля барокко в искусстве Франческо Растрелли. Любимый зодчий русских царей создал план, разработал интерьеры дворца, определил материалы отделки.

Растрелли выбрал для дворца уникальное цветовое решение – сочетание голубого, белого и золотого. Императорская резиденция смотрится величественно и торжественно. На фасаде – белоснежные колонны, статуи, элементы лепнины. Флигели соединены с центральной частью дворца высокими атриумами. В дворцовый ансамбль входит красивейшая церковь с позолоченными куполами: в ней молились члены царской фамилии.

При строительстве Екатерининского дворца только на позолоту было потрачено свыше 100 кг. чистого золота.

Оформлением внутренних помещений дворца занимался сам Растрелли, а также великие архитекторы И. Монигетти, В. Стасов и Ч. Камерон.

Внутри дворец поражает обилием золотого цвета. Все залы, опочивальни, коридоры украшены позолоченной лепниной. Особой красотой отличается Малая анфилада или царские покои.

Туристам обязательно нужно осмотреть Большой зал Екатерининского дворца, созданный по чертежам Растрелли. В этом огромном помещении с невероятно высокими потолками проходили балы и маскарады. В зале стоит трон, который занимал самодержец. Общая площадь Большого зала – 860 квадратных метров.

Особого расцвета дворцовая жизнь достигла при императрице Елизавете Петровне. В этот период на содержание придворных, балы и церемонии тратилась половина государственной казны. Растрелли получил от российского правительства финансовый карт-бланш и распорядился им в полной мере, создав произведение архитектурного искусства мирового значения.

Залы Екатерининского дворца уникальны отсутствием перекрытий, что делает их просторными и светлыми. Окна во дворце огромные, чуть ли не до самого пола, в дневные часы лучи солнца полностью пронизывают залы.

В годы Гражданской войны дворец подвергся разграблению, были утрачены многие картины, предметы интерьера, уничтожено много единиц старинной мебели. Впоследствии Екатерининский дворец был признан государственным музеем, но и этот статус не уберег его от массового изъятия предметов искусства в 30-е годы.

Многие туристы посещают Екатерининский дворец ради одного экспоната – легендарной Янтарной комнаты, восстановленной по имеющимся чертежам к 300-летнему юбилею Петербурга. Это – самая популярная достопримечательность дворца.

Оригинальная «Янтарная комната» была утрачена в годы немецкой оккупации, ее поиски продолжаются до сих пор. На восстановление уникальной достопримечательности было потрачено свыше 6 тонн калининградского янтаря.

В годы ВОВ город Пушкин (Царское село) был почти полностью разрушен, в руины был превращен и общемировой памятник архитектуры – Екатерининский дворец. Русскому народу ценой огромных усилий удалось полностью восстановить свое культурное достояние. Реставрация Екатерининского дворца продолжалась на протяжении нескольких десятилетий.

Экскурсии по дворцу занимают примерно 60 минут, остальное время можно провести в потрясающе красивых Екатерининском и Александровском парках. Кроме того, будет очень интересно побывать в музее «Царскосельский лицей Пушкина».

Екатерининский дворец является частью Музея-заповедника «Царское село», входит в перечень культурного наследия России. Объект расположен по адресу: Царское село, ул. Садовая, 7. Экскурсии по дворцу проводятся с 10.00 по 18.00. Выходной день – вторник.

Видео:

Екатерининский дворец в Пушкине. Санкт-Петербург

Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село) назван в честь Екатерины I, жены Петра Великого, правившей Россией после смерти мужа. В начале своей истории это было скромное двухэтажное здание построенное в 1717 году по заказу Петра для Екатерины. Екатерининский дворец обязан своим удивительным величием их дочери, императрице Елизавете, которая выбрала Пушкино как свою главную летнюю резиденцию. Начиная с 1743 здание реконструировалось четырьмя разными архитекторами. Последним был Бартоломео Растрелли — главный архитектор императорского двора, которому было поручено полностью перепроектировать здание.

Получившийся в результате дворец был завершен в 1756 году с почти 1 км в окружности, и с продуманно украшенными сине-белыми фасадами позолоченными атлантами, кариатидами и пилястрами. Украшения разработал немецкий скульптор Иоганн Франц Дункер, который работал с Растрелли. Всего для украшения внешнего фасада дворца было использовано более 100 кг золота. Стоит отметить, что он входит в наш список «Самые красивые здания мира».

Интерьер Екатерининского дворца просто впечатляющий. Так называемая Золотая Анфилада парадных залов, разработанная Растрелли, особенно знаменита. Вход для гостей осуществляется через государственную лестницу, которая хотя и сочетается со стилем рококо интерьеров Растрелли, но на самом деле датируется 1860 году. Большой зал, также известный как Зал Света, площадью около 1000 квадратных метров, занимает всю ширину двора и обеспечивает прекрасный вид: большие арочные окна, огромное количество позолоченной лепнины на стенах, монументальная фреска под названием «Триумф России», которая покрывает весь потолок.

Используя аналогичные методы при создании, но в меньшем масштабе, Белая Столовая дворца также роскошна, но, как и многие из помещений в дворце, ее величие смягчается наличием красивой традиционной сине-белой кафельной печи в углу.

Другие основные моменты Екатерининского дворца включают Портретный Зал, в котором содержится удивительно хорошие портреты Екатерины и Елизаветы, Картинную галерею, содержащую полотна 17 и 18 века и, конечно, легендарная Янтарная комната.

Чтобы создать это необыкновенное помещение, Растрелли использует панели из янтаря, первоначально созданные для Янтарного Кабинета в Кенигсбергском замке, которые были подарены Петру Великому Фридрихом-Вильгельмом I. Архитектор окружил их позолоченной резьбой, зеркалами, большим количеством янтарных панелей (включающих примерно 450 кг янтаря), созданных Флорентийскими и Российскими ремесленниками. Комната была завершена в 1770 году. В связи с хрупкостью используемых материалов был нанят смотритель, который следил и ремонтировал украшения. На протяжении 19 века было совершено три основных восстановления.

Янтарная комната была использована для размещения значительной коллекции янтарной работы и китайского фарфора. В 1941 году, когда немецкие войска взяли Царское Село, эта комната была разобрана за 36 часов, и отправлена в Кенигсберг под предлогом исторической верности. После распада нацистской военной машины, панели были вывезены вне опасности, но их дальнейшая судьба неизвестна.

В 1982 году был отдан приказ начать воссоздание Янтарной комнаты, процесс которого занял более 20 лет и обошелся стоимостью более $ 12 миллионов. Была открыта в 2003 году президентом Владимиром Путиным и канцлером ФРГ Герхардом Шредером и является поистине уникальным памятником.

Далее в Екатерининском дворце наиболее примечательные интерьеры находятся в так называемых Агатовых комнатах. Это помещения, оформленные за царствования Екатерины Великой ее любимым архитектором Чарльзом Камероном. Его склонность к классической симметрии и превосходный вкус к цвету очевидны в очаровательной Зеленой столовой, первоначально установленной для сына Екатерины — Павла, и восхитительной Парадной Голубой гостиной, с ее белыми, затянутыми шелком с синими цветами, стенами и превосходным расписным потолком. Не менее очаровательная Китайская Голубая гостиная также может похвастаться изысканными шелковыми обоями с замысловатыми китайскими пейзажами.

Благодаря, прежде всего, Янтарной комнате, Екатерининский дворец в Пушкине является одним из самых популярных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга, и очереди в летние месяцы могут быть ужасными. Так что планируйте посещение заранее.

Екатерининский дворец-музей

Екатерининский дворец-музей

Без преувеличения можно сказать, что Екатерининский дворец (арх. И. Браунштейн) блистает своим великолепием. Дворец развернут в длину более чем на 300 м. Его лазурные фасады украшают белоснежные колонны, пилястры и скульптуры, позолоченные лепные и резные украшения. На внешнюю и внутреннюю отделку дворца пошло около 100 кг золота. После того как Петр I построил для жены Екатерингоф, императрица сделала ему ответный подарок: им стал «увеселительный замок с садом». Особой пышностью дворец не отличался, скорее, напоминал загородный дом. Свое великолепие он обрел после того, как Царское Село унаследовала дочь Петра I и Екатерины I Елизавета Петровна.

Над новым проектом дворца работали русские зодчие Земцов, Квасов и Чевакинский, которые наметили его планировку. Однако именно Растрелли возвел здание, о котором французский посол отозвался следующим образом: «Единственное, чего здесь не достает, так это футляра для такой драгоценности». Проект грандиозной анфилады дворцовых залов, получившей за обилие золотых украшений название Золотой, также принадлежит Растрелли. В конце XVIII в. к растреллиевскому зданию пристроены Церковный и Зубовский корпуса. В Зубовском корпусе в 1790-х г. жил последний фаворит Екатерины II Платон Зубов (впоследствии ставший одним из заговорщиков, убивших её сына — императора Павла I). Строгую симметрию дворцового фасада нарушают золотые купола Воскресенской церкви (1745 — 1748; Растрелли, Квасов, Чевакинский), освященна 30 июля 1756 г. в присутствии им ператрицы Елизаветы Петровны. Сейчас интерьер находится в стадии реконструкции и используется для временных выставок. Изменения во внутреннее убранство вносились вплоть до XIX в.

Когда город был освобожден от фашистов, Екатерининский дворец представлял собой обгоревшие руины. Мы не могли бы увидеть творение великих зодчих, если бы не титаническая работа реставраторов, не имеющая аналогов в мировой практике.
Впечатляет Светлая галерея (Большой зал; площадь около 1000 м²)г занимающая всю ширину дворца. Иллюзию безграничного пространства создает чередование больших окон с зеркалами в простенках, а также плафон (эскиз Д. Валериани), на котором в аллегорической форме раскрывается тема величия России XVIII в. По вечерам в зале по бокам от зеркал зажигались 696 свечей. Золоченая деревянная резьба с фигурками амуров, коронами и щитами выполнена 130 русскими резчиками по эскизам Растрелли — и моделям скульптора-декоратора И. Дункера.

В 70-х гг. XVIII в. дворец перестроен архитектором Ч. Камероном, согласно вкусам новой хозяйки — Екатерины II. В начале XIX в. архитектор В. П. Стасов по заказу императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат. Последний штрих в анфиладу дворца внес И. Монигетти, который оформил Парадную лестницу. В залах дворца можно увидеть живописные плафоны известных мастеров, портреты и картины работы выдающихся художников: в частности, из 130 картин XVII — начала XVIII вв., принадлежащих кисти западноевропейских мастеров живописи, 114 размещены в Картинном зале по принципу шпалерной развертки.

Екатерининский дворец

Даты: 1717 г., 1742 г., 1752-1756 гг., 1947 г.

Автор(ы): архитектор Ф.-Б. Растрелли

Архитектурный стиль: барокко, русское барокко, позднее барокко

Объект культурного наследия федерального значения

Большой Екатерининский дворец

В истории и архитектуре дворца переплелись и архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей.

История ансамбля началось с того что, в 1710 году Петр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне финском поместье – Саарскую мызу. Первоначальный, небольшой каменный дворец, был заложен в 1717 году по приказу Екатерины I (в честь которой он получил своё название). Строительство летней резиденции императрицы велось под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна.

В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец.

В мае 1752 года императрица вновь решила перестроить дворец, поскольку сочла его старомодным и недостаточно крупным. Работа была поручена архитектору Бартоломео Франческо Растрелл. После демонтажа и грандиозной перестройки, которые длились четыре года, появился современный дворец.

30 июля 1756 года состоялась представление 325-метрового дворца, выполненного в стиле русского барокко, потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Дворец восхищает своими размерами и живописностью декора, интерьеры его были созданы лучшими архитекторами своего времени.

Самым известным помещением Большого Екатерининского дворца является Янтарный кабинет, или Янтарная комната. Она была отделана с использованием янтарных панелей, украшений и панно.

Во время Великой Отечественной войны комната была вывезена германскими властями в Кенигсберг, и с 1944 её следы теряются. Работы по воссозданию Янтарной комнаты начались в 1986 году. В 1990-х годах в Германии были найдены два предмета из Янтарной комнаты, которые впоследствии были переданы Музею-заповеднику «Царское Село». К трехсотлетию Петербурга, в мае 2003 года, состоялось торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты. Работы по восстановлению утраченных элементов велись из калининградского янтаря.

В 1918 году во дворце был открыт музей.

Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен. Его восстановление по проекту архитектора А. А. Кедринского началось в 1957 году. Работы по восстановлению продолжаются и в настоящее время.

Большой зал — самое большое парадное помещение Екатерининского дворца. Зал был создан по проекту архитектора Ф.-Б. Расстрелли в 1752–1756 годах, он занимает всю ширину дворца, а его площадь 800 квадратных метров (47 х 17 м).

Большой зал, Тронный зал или Светлая галерея (как его называли в 18 веке) предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. При Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах. Содержание двора и придворные церемонии стали едва ли не главными статьями расхода государственного бюджета.

Зал впечатляет своим убранством – элементы пышного барочного декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, а плафон «Триумф России», окруженный живописной колоннадой, раскрывает пространство в высоту.

Французский дипломат де ла Мессельер, побывавший на приеме во дворце, писал: «Красота и богатство апартаментов невольно поразили нас… Но нас ожидало новое зрелище: все шторы были разом опущены и дневной свет внезапно был заменен блеском 1200 свечей, которые отражались со всех сторон в многочисленных зеркалах . Загремел оркестр, состоящий из 80 музыкантов . Вдруг мы услышали глухой шум . Двери внезапно растворились настежь. императрица, окруженная своими царедворцами, вошла в большую залу. ».

В годы Великой Отечественной войны Большому залу, как и другим интерьерам дворца, были нанесены серьезные повреждения, и большая часть его убранства была утрачена. Восстановление зала заняло долгие годы. Полностью, восстановленный зал, был открыт в 1980 году.

Арабесковый зал — один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Работу над проектом зала Ч. Камерон начал сразу по прибытии в Царское Село. Полностью новый интерьер был завершен в 1784 году. Но уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеск», так она называла эту комнату: 1 мая «знатные российские обоего пола персоны и чужестранные министры» были приглашены в новые покои, 20 мая 1783 года в «Арабеске» был устроен бал, где также играли в карты и шахматы.

Арабесковый зал – воссозданный интерьер, оригинальный был утрачен в годы Великой Отечественной войны. Работы по воссозданию зала начались в 2006 году ООО «Ресстрой». В основу проекта воссоздания, выполненного архитектором А.А. Кедринским в 1979 году, положены эскизные проекты Ч. Камерона, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, альбом фотографий СНПО «Реставратор», фиксирующих состояние интерьера до и после разрушений 1945 года и акварель Э.П. Гау, как максимально достоверное фиксационное изображение зала, отражающее первоначальный авторский замысел Ч. Камерона.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе

Голубая мечта барокко. Так порой называют Екатерининский дворец Царского Села.

Царское Село – парадная летняя резиденция российских императоров.

Уже в XVIII веке Царское Село было признано одной из лучших царских резиденций Европы.

В 1710 году Пётр I пожаловал своей жене Екатерине Алексеевне мызу, которая получила название Сарская или Сарское село. С этого подарка началась история Царскосельского ансамбля.

Следующей хозяйкой Сарского села стала цесаревна Елизавета Петровна. Здесь ей пришлось провести самые суровые годы своей жизни, годы опалы во время правления императрицы Анны Иоанновны.

После восшествия на трон Елизавета Петровна развернула в Царском Селе большое строительство: «каменные палаты о 16 светлицах» были превращены в один из лучших европейских дворцово-парковых ансамблей. В это время в Царском Селе работали крупнейшие архитекторы, в том числе и Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.

Творческий подчерк Растрелли, яркого представителя барокко, наглядно проявился здесь. Грандиозный пространственный размах, чёткость объёмов – всё это представлено в ансамбле Большого дворца. Строгая организованность планов сочетается с пластичностью, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

При Елизавете Петровне Сарская мыза превратилась в величественный архитектурный ансамбль, превосходивший своими размерами и великолепием все другие резиденции в России.

Екатерининский дворец. Современный вид

30 июля 1756 года началась жизнь этого великолепного дворца в Царском Селе. В этот день была освящена домовая церковь. В этот же день архитектор демонстрировал своё произведение венценосной заказчице и послам иностранных держав.

Эпоха Елизаветы Петровны – эпоха балов и маскарадов. На создание обрамления для своих увеселений она никогда не жалела средств. И Большой зал или Светлая галерея дворца лучшее тому подтверждение. Золото на белом или белое на золоте. Трудно определить точно, но это и неважно. Сияние свечей или солнечных лучей. Бесконечность их отражений в драгоценных зеркалах. В ту пору сиянию их «вторило» сверкание драгоценностей, золото парадных одеяний.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе словно господствует над огромным пространством. Это сложная по своей композиции постройка.

Растрелли сохранил общие контуры композиции дворца, возведённого здесь ранее, но всё же полностью его перестроил. На 325 метров протянулись фасады нового дворца. Один из них обращён в Нижний парк, другой – на парадный двор. Все корпуса прежнего дворца зодчий выравнивает и превращает бывшие галереи в Большой зал и высокие парадные апартаменты.

Главный вход зодчий переносит в правый угол здания, чтобы постепенно, по мере продвижения по парадному двору, перед гостями раскрывалось богатое оформление всего фасада. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и др. парадных помещений.

Большой дворец стал первым зданием в России, где протяжённость анфилады равнялась длине всего здания.

Снаружи правый угол здания, над парадным входом, венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви.

Растрелли сохранил основные членения прежней цепи дворцовых сооружений и использовал центральный и боковые корпуса старого дворца в качестве ризалитов нового здания. Ризалиты подчеркнули его протяженность и придали облику дворца соответствующую представительность.

Фасады шедевра русского барокко насыщены богатейшими лепными украшениями – фигурами атлантов, маскаронами, кронштейнами, картушами сложного рисунка, наличниками окон, гирляндами, декоративной скульптурой, вазами. Екатерининский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. Его фасады, сияющие чистейшей лазурью, цветущие скульптурным убранством таят в себе множество драгоценностей – залов и комнат, которые иначе как произведениями искусства назвать нельзя.

Большой зал и сегодня восхищает и удивляет. Но честь быть самой знаменитой комнатой дворца принадлежит так называемой Янтарной комнате. Её история началась в эпоху Петра I. Русский царь, большой любитель всего нового и диковинного, узнал о необычном янтарном кабинете прусского монарха Фридриха Вильгельма. Некоторое время спустя царь получил янтарный кабинет в качестве дипломатического подарка. Но случилось так, что при жизни первого императора устроен (точнее, смонтирован) кабинет так и не был.

Дочь Петра I Елизавета вспомнила и решила использовать полузабытую диковинку. Первый адрес Янтарной комнаты в правление Елизаветы I – Зимний дворец (третий). В 1755 году императрица решает перенести комнату в новый Большой дворец в Царское Село. Янтарным чудом восторгались многие, но не только красота чудной комнаты принесла ей славу, а ещё и её исчезновение. В годы Великой Отечественной войны нацисты вывезли янтарный кабинет из дворца. Его поиски велись десятилетия. И российским реставраторам понадобились десятилетия на воссоздание янтарного шедевра. В 2003 году её увидели первые посетители.

Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался сад, заложенный ещё в самом начале XVIII века на небольшой площади в восточной стороне усадьбы.

В годы царствования Елизаветы Петровны был разбит и Новый сад. Новый сад разместился с противоположной стороны дворца по отношению к уже существующему саду, который тогда стали называть Старым. Новый сад был включён впоследствии в ансамбль Александровского парка.

Главным элементом убранства садов являлась тогда фигурно стриженная растительность. Искусно сделанные геометрические формы удачно подчеркивали причудливость барочных фасадов дворца и павильонов, представляли прекрасный фон для скульптуры, объединяя их в великолепный ансамбль.

Правление Екатерины II поистине стало для Царского Села золотым веком. Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный облик, который в основном сохранился до нашего времени. С тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.

Интересно, что в те же годы правления Екатерины на юго-западной границе Екатерининского парка был основан целый уездный город – София, и даже учрежден Софийский уезд. В самом Царском Селе запретили строительство жилых домов, а чиновников, купцов и духовенство расселяли в Софии. До наших дней сохранились самые старые постройки в Софии – башни скотного двора и двухэтажный дом между ними.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе – любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II – и в XIX, и в начале ХХ столетия оставался местом пребывания членов императорской фамилии.

После Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей. В годы войны здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80 % утрачены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров уже в 1959 году были открыты для обозрения первые шесть залов дворца.

Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах.

Достопримечательност Санкт Петербурга екатерининский дворец

Программа знакомства с Санкт-Петербургом может предполагать самые разнообразные достопримечательности, среди которых чудесным событием станет поездка в Екатерининский дворец. Его помещение занимает центральное место в царскосельском комплексе. Екатерининский восхищает архитектурой, грандиозными размерами, лазоревым цветом фасадов, роскошью интерьеров. Это достижение архитектурного творчества воспринимается на уровне эмоций, оно заставляет восторгаться талантом архитекторов и обычных строителей, мастеров. Увлекательная экскурсия в Екатерининский дворец – интересное предложение от нашей компании «Система города». Наилучшие экскурсоводы расскажут о строительстве, истории, тайнах дворца, известного всему миру.

История Екатерининского дворца связана с историей императорской семьи, ведь его строительство проходило под руководством и контролем Екатерины I и Екатерины II, а также Елизаветы. Но, в то же время, это роскошное здание является достойным памятником таланту и терпению русского народа, ведь непосредственно строительством занимались самые простые мастера. Проект разработан Ф.Б. Растрелли, чей талант подарил Санкт-Петербургу немало других прекрасных памятников архитектуры. В ходе экскурсии можно будет ознакомиться с особенностями строительства, получить информацию о стиле здания, его архитектурных особенностей.

Внешнее и внутреннее оформление здания представляет собой удачное сочетание элементов барокко и классицизма, мягких тонов и золота. Благодаря стараниям работников Екатерининского, меценатам, различным организациям, охраняющим памятники города, дворец прекрасно сохранился до наших дней. Неспешная прогулка по нему вместе с нашим компетентным экскурсоводом позволит полностью окунуться в атмосферу интригующих XVII-XVIII веков, представить жизнь императорской семьи, ее быт, торжественные события во дворце. Обязательным пунктом экскурсии станет посещение уникальной Янтарной комнаты, вновь восстановленной к славному 300-му юбилею северной столицы.

Поездка выполняется нашим собственным транспортом, автобусы безопасны и комфортабельны. Экскурсия в Екатерининский дворец в Пушкине, благодаря продуманному плану и прекрасной подготовке сопровождающего, доставит настоящее удовольствие.

История и достопримечательности Екатерининского парка в Царском Селе

Наш сегодняшний разговор пойдет о Екатерининском парке в Царском Селе (г.Пушкин, Санкт-Петербург). Свое название парк получил по Екатерининскому дворцу, а его история уходит в начало XVIII века.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском парке

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском парке

Верхняя Ванна и Зеркальный пруд

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском парке

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Зубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.