Достопримечательност Санкт Петербурга исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Величественное и мощное сооружение, вот уже третий век возвышается над Санкт-Петербургом. В нем проводились церковные службы и антирелигиозные мероприятия. Война пощадила великана, но оставила шрамы на его теле. Исаакиевский собор — символ Петербурга, без которого невозможно представить этот город.

Цена билета: Полная стоимость днем — 250 рублей, вечером — 400 рублей. Владельцам международных карт ISIC — 150 рублей, лица от 7 до 18 лет, пенсионеры РФ и Беларуси, студенты, курсанты, аспиранты — 50 рублей, дети до семи лет, многодетные семьи, ветераны, инвалиды — бесплатно в дневное время.

Колоннада собора с аудиогидом — 150 рублей.

Льготы не действуют на посещение колоннады собора.

  • Высота собора — 101,5 м. Его видно со многих точек города;
  • 40 лет понадобилось мастерам, чтобы возвести Исаакий;
  • Более 350 скульптур расположено снаружи здания;
  • 100 кг золота ушло на позолоту огромного купола собора;
  • Одновременно 12 тысяч посетителей могут находиться внутри.

Что посмотреть?

  • Витраж главного алтаря «Воскресение Христа». Самый большой в России — 28, 5 квадратных метров. Исаакиевский собор стал первым православным храмом, в котором для украшения алтаря использовалась картина в витражной технике;
  • Колонны из бадахшанского лазурита. Этот редкий камень ценится за невероятно красивый и насыщенный цвет, прочность и износостойкость. 1, 3 тонны лазурита ушло на отделку массивных колонн;
  • Мозаики. 62 искусно выполненных мозаики украшают собор. Шедевром мирового мозаичного искусства является икона «Тайная вечеря», которую издалека можно принять за живописное полотно. Всего в работе над мозаиками Исаакия использовалась смальта 12 тысяч оттенков;
  • Малахитовые колонны. Грандиозные сооружения глубокого зеленого цвета из прекрасного уральского камня: высота колонн — почти 10 метров, более 14 тысяч килограммов малахита ушло на их изготовление.

Отдельно стоит упомянуть одну из лучших смотровых площадок Петербурга — колоннаду Исаакиевского собора. Необходимо преодолеть чуть меньше 300 ступенек по замысловатой винтовой лестнице, чтобы взобраться на самый верх, насладиться чудесной панорамой города и увидеть оберегающих его ангелов.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.

Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор, грандиозный по своим размерам, представляет собой одно из величайших купольных зданий в Европе. Построенный в XIX веке, он вобрал в себя лучшие достижения инженерно-строительной мысли, живописи, скульптуры, мозаики и других видов искусства того времени.

История Исаакиевского собора начинает отсчет со времен основания города на Неве. В 1706 году на Адмиралтейских верфях трудились уже более 10 тысяч человек. Для исполнения религиозных обрядов и принятия присяги приходилось переправляться на другую сторону Невы. Это отнимало много времени, так как постоянных мостов тогда еще не было.

Петр I со свойственной ему прямотой и решительностью распорядился подыскать подходящее помещение под церковь. К западу от Адмиралтейства располагался большой чертежный амбар, который и решено было приспособить под религиозное сооружение. Переоборудование продолжалось три месяца. В мае 1707 года собор был освещен во имя святого Исаакия Далматского, небесного покровителя царя. Петр Алексеевич придавал Исаакиевской церкви большое значение. Именно здесь состоялся обряд его венчания с будущей императрицей Екатериной I.

Шли годы. Пришла пора придать Санкт-Петербургу столичный блеск. Исаакиевской церкви по статусу уже непозволительно было находиться в переоборудованном амбаре. В 1717 году в присутствии Петра Алексеевича, высшего духовенства и государственных чинов, происходит закладка второго Исаакиевского храма – приблизительно на месте, где сейчас располагается Медный всадник.

Проект разрабатывал Маттарнови. Однако место для строительства было выбрано неудачно. Из-за оползания грунта осадка произошла неравномерно, в стенах и сводах появились трещины. После пожара, вызванного ударом молнии, храм восстановлению не подлежал.

Взошедшая на престол Екатерина II поручила Антонио Ринальди построить новый собор, который будет связан с именем Петра Великого. Храм должен был стать лучшим творением архитектора в Санкт-Петербурге. Но работы шли очень медленно и затянулись почти на 30 лет. После смерти императрицы Ринальди покинул Россию.

Следующий правитель, Павел I, повелел ускорить строительство. Проект был сильно сокращен, и уже в 1802 году состоялось освещение нового собора. Следующие полтора десятилетия он являлся главным столичным храмом. Но несоответствие внешнего облика и статуса побуждало проводить конкурсы по реконструкции здания. Все представленные проекты предлагали полный снос старого собора, так как простая переделка могла привести к разрушению.

Но царь Александр I поставил непременное условие о сохранении в новом храме алтарей предыдущего, считая, что снос их будет оскорбительным для памяти основателей. При выборе архитектора решено было остановиться на кандидатуре Огюста Монферрана. Через год императору были представлены два десятка проектов в различных архитектурных стилях. Несмотря на недостатки, 20 февраля 1818 года один из проектов был утвержден, а его автор стал придворным архитектором. Но лишь в марте 1825 года, после многочисленных доработок, проект получил окончательное разрешение. С этого момента достопримечательность Санкт-Петербурга начинает новую страницу своей истории.

Начались работы с разборки западной части старого собора. Для укрепления фундамента в грунт вплотную друг другу были забиты 11 тысяч просмоленных бревен. Затем в два ряда уложили гранитные плиты и возвели кладку из камня, связанного известковым раствором. Около 125 тысяч человек в течение 5 лет сооружали фундамент собора.

Одновременна на берегу Финского залива происходила заготовка гранита для колонн, доставляемого затем на барже до Сенатской площади. Оттуда на стройку они доставлялись по первому в России рельсовому пути. Поднимали колонные с помощью специальной системы блоков, вращали которую 128 человек. Вопреки устоявшейся практике, колонны были установлены до возведения стен.

Здание украшают больше сотни колонн различной величины. Исаакиевский собор по мощи превосходит все остальные сооружения города. Толщина стен достигает 5 метров. Диаметр наружного купола – почти 26 метров. Он облицован позолоченными медными листами. Благодаря троекратной обработке позолота сохраняет практически первозданный вид больше полутора веков. Купол Исаакиевского собора – не просто достопримечательность Санкт-Петербурга. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов во всем мире. Возведение Исаакиевского собора – крупнейшая стройка XIX века. За 40 лет в ней приняли участие почти полмиллиона человек.

Освящение нового здания собора состоялось в 1858 году при огромном стечении народа. На церемонии присутствовал Александр II со всем двором. Состоялся крестный ход. Храм стал новым кафедральным собором Петербургской епархии и считался первым в империи.

В архитектуре собора отразились веяния русского зодчества середины XIX века, заключавшиеся в пышности общей композиции и богатстве декоративных деталей. В отличие от большинства православных храмов, он обильно украшен скульптурой. Более 350 произведений представляют собой уникальное собрание монументально-декоративной пластики.

Среди многих архитектурных памятников Санкт-Петербурга Исаакиевский собор выделяется необычайно широким использованием различных пород камня: гранита, мрамора, малахита, лазурита. Камнерезные работы отличаются исключительным совершенством и наглядно демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев.

При богоборческой советской власти храм был разорен. В 1922 году из него было изъято множество церковных ценностей для нужд голодающих. Но разрушать собор не стали, сделав из него в 1931 году один из первых советских антирелигиозных музеев.

В Великую Отечественную войну Исаакиевский собор несколько раз подвергался обстрелам, но выстоял. На его ступенях и колоннах сохранились следы от снарядов, оставленные в память о преступлении фашистских захватчиков.

В послевоенное время собор продолжал действовать в качестве музея. В середине XX века были произведены реконструкционные работы. На куполе появилась смотровая площадка, с которой открывался великолепный вид на Ленинград.

Только в 1990 году Исаакиевский собор снова наполнился первоначальным значением православной достопримечательности города. Тогда была проведена первая за несколько десятилетий церковная служба.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 1

Время работы Исаакиевского собора:

С 10:30 до 18:00
Выходной день – среда

Вечерние программы музея
С 18:00 до 22:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда)

Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.

Колоннада Исаакиевского собора

С 10:30 до 18:00 с 1 мая по 31 октября ежедневно
С 1 ноября по 30 апреля выходной день – первая и третья среда месяца

Вечерняя колоннада

С 18:00 до 22:30
(с 1 мая по 31 октября)

Колоннада в период «белых ночей»

С 18:00 до 4:30
(действует с 1 июня по 20 августа, по средам – с 10:30 до 22:30)

Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.

Исаакиевский собор

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (226)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскребы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (13)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метролиния 5 (фиолетовая ветка) ст. «Адмиралтейская»
Автобус№3, 10, 27 (ост. «пл. Исаакиевская»), №5, 22, 70, 100 (ост. «ул. Якубовича»)
Троллейбус№5, 22 (ост. «ул. Малая Морская»)
Маршрутное такси№К-306 (ост. «ул. Малая Морская»), №К-252 (ост. «пл. Исаакиевская»), №К-169 (ост. «ул. Якубовича»)

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) в Санкт-Петербурге — это крупнейший православный храм города, имеющий статус музея. С 1858 по 1929 годы являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время собор считается одной из главных достопримечательностей города и его символом. Ежегодно храм посещают тысячи туристов, особенно популярна колоннада Исаакиевского собора, с которой открывается круговая панорама.

История собора

Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.

Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.

На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города, Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.

С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.

В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.

Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.

Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.

Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:

Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.

Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:

Всё об Исаакиевском соборе — о самом великом до мелочей

Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления славного города на Неве. Отцом обоих величайших творений является Петр Первый. Государь родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и созданием храма во имя святого он пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя.

Первая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского была построена в 1707 году. В ней в 1712-м были обвенчаны Пётр I и Екатерина I. В дальнейшем храм не единожды перестраивался, и четвертый возрождённый собор мы видим сейчас.

Возведением, реконструкцией и усовершенствованием собора занимались буквально все императоры России. Екатерина II ради такой большой цели не жалела мрамор. Но при ней удалось заложить лишь грандиозное основание.

Павел I по-своему продолжил дело своей великой матери, и мощный мраморный фундамент был увенчан низкими кирпичными стенами, что породило массу усмешек и нареканий.

Александр I не смог смотреть на этот стыд. Император велел всё разрушить и построить новый храм — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Строили собор долгих 40 лет. Однако игра стоила свеч.

Хотя французскому мастеру стройка стоила всей его жизни. Реально Исаакий стал делом всей жизни Анри Луи Огюста де Монферрана. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакия как “Микеланджело Севера”.

Для храма использовали видимо-невидимо золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, проч. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыто 6,5 тысяч метров квадратных храма.

Работали знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Сделанный кадр стройки стал одним из первых фото в России.

Когда-то в соборе стоял, поражая всю отечественную и мировую общественность, гигантский маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Сегодня на месте его крепления находится фигурка голубя — символ Святого Духа, а на куполе работает обзорная площадка, с которой простирается восхитительный вид на весь центр Санкт-Петербурга.

Обо всем этом, и о многом другом, очень пикантном и интересном, увлекательном и полезном, более подробно можно узнать из следующих статей сайта.

Исаакиевский собор: обзорная информация

Исаакиевский собор является самым большим православным храмом северной столицы и четвертым по величине собором в мире. Его высота составляет 101,5 метра. Примерно столько же составляют длина и ширина. Внутри на 4000 квадратных метрах может находиться до 12 тысяч человек.

История собора увлекательна и драматична. Желая возвеличить имя святого Исаака Далматского, в день которого родился, Петр I сначала возвел деревянную церковь, в которой венчался со своей второй женой Екатериной Алексеевной, затем собственноручно заложил камень в основание каменного храма. Этот второй простоял недолго и после попадания молнии был разобран. Третий собор был начат одним архитектором, в спешке завершен другим и никоим образом не соответствовал своим нелепым видом центральному местоположению. Наконец, Александр I, задумав перестройку храма, отдал предпочтение проекту молодого иностранца в обход предложений более опытных и заслуженных архитекторов.

Проект Исаакиевского собора

Александр I стремился сохранить существовавший третий собор и всего лишь перестроить его, в то время как все архитекторы предлагали построить новый. Тридцатилетний француз Огюст Монферран, прибывший в Россию в 1816 г. по приглашению императора, учел высочайшие требования и сумел использовать алтарную часть, а также южную и северную стены предыдущего храма при проектировании нового.

Император был очень доволен и 20 февраля 1818 г. утвердил проект, повелев немедленно приступать к работам, на которые только в тот же год было потрачено 500 тысяч рублей (весь собор обошелся казне в 23 миллиона рублей серебром). О торжественном акте начала строительства столь значимого здания, вероятно, забыли, поскольку он произошел только через год – 26 июня 1819 г. Более того, в закладном камне, установленном на сваи, речь шла не о закладке, а всего лишь об обновлении заложенного еще при Екатерине I собора. «Обновление» затянулось ни много ни мало на сорок лет.

Однако уже в октябре 1820 г. проект подвергся жесточайшей критике. Опасения оппонентов вызывала прочность фундамента и безопасность возведения купола на разновозрастных стенах, которые при осадке давали неравномерный крен. После тщательной проверки сам Монферран признал справедливость замечаний и подготовил новый проект. До 1825 г. строительство было приостановлено.

История создания Исаакиевского собора

Фундамент собора

Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.

Колонны Исаакиевского собора

Также вручную производилась вырубка гранитных блоков для огромных колонн, украшающих портики здания с четырех сторон. По контуру заготовки в просверленные отверстия вставляли железные колья, по которым десятки рабочих по знаку инженера с силой ударяли. В появившуюся трещину вставляли клинья с кольцами для привязывания каната. Канат тянули 40 человек.

На строительство собора было созвано до 400 тысяч чернорабочих. Из них примерно 100 тысяч погибло в результате несчастных случаев или заболеваний.


Для транспортировки колонн потребовались специальные плоскодонные суда и по два парохода на каждое судно. Доставка гранита к строительной площадке впервые в России осуществлялась по рельсам.

Рассматривая проект Монферрана, Александр I однажды выразил сомнение в технической возможности подъема тяжелых и длинных колонн. По его предложению и приказу архитектор изготовил деревянную модель лесов для демонстрации оригинального способа. На ее изготовление было затрачено около 6000 рублей (примерная стоимость кареты). Через 9 месяцев, когда модель была готова, ее показывали уже следующему императору Николаю I. Двенадцать человек крутили уменьшенные в 16 раз лебедки и поднимали макет колонны. После этого модель, скорее всего, находилась на стройплощадке и служила наглядным пособием.

Устанавливать 114-тонные колонны пришлось до возведения стен. Это был чрезвычайно сложный и поэтому важный процесс. При подъеме первой колонны в 1828 г. присутствовала императорская семья с многочисленными иностранными гостями. Всего предстояло установить 48 колонн нижнего пояса. Потребовалось более двух лет для завершения этой фазы строительства.

В 1837 г. дошла очередь для 24 колонн верхнего пояса. 64-тонные колонны предстояло поднять на высоту 43 метра. Их обвязывали веревками и подтягивали на веревках по деревянному настилу.

Купол Исаакиевского собора

Первоначальный проект подвергался переделке во время строительства. К моменту возведения купола Монферран решил делать его не из кирпича, как было задумано, а из металла для облегчения конструкции. Купол состоит из трех частей: внутри полусфера, в средине – коническая конструкция и снаружи – параболический свод. Пространство между ними проложено голосниками – коническими сосудами, улучшающими акустику здания и защищающими от холода. Потребовалось около 100 тысяч керамических горшков.

Для золочения купола было использовано 100 кг червонного золота. Благородный металл растворяли в ртути и прокаливали до полного растворения последней. Это метод огневого золочения (жженого злата), известный еще в Древней Руси. Он предохраняет поверхность от коррозии, обеспечивает прочность покрытия на полтора столетия, но при этом крайне токсичен. При выполнении этих работ собора погибло около 60 мастеров.

До сих пор купол Исаакиевского собора является самым большим позолоченным куполом в мире. Его диаметр составляет более 25 метров. Позолота выполнена настолько тщательно, что не потребовалась реставрация даже после разрушительной блокады во время Великой Отечественной войны.

Освящение собора

Вступившему на престол после отца Александру II выпала счастливая доля торжественно открывать новый собор, сразу получивший статус кафедрального. Большая церемония прошла 30 мая 1858 г. Из разных храмов Петербурга были принесены святыни и почитаемые иконы. Большой крестный ход прошел от Исаакиевского собора до Казанского и обратно. Хор из 1200 певчих произвел неизгладимое впечатление на присутствующих. Военные в парадной форме демонстрировали свою выучку.

До самой революции собор оставался местом проведения важнейших праздников города и государства. Особенно широко отмечались дни военных побед.

ОГЮСТ МОНФЕРРАН, зодчий Исаакиевского собора

Огюст Монферран – гвардеец наполеоновской армии и архитектор на службе Его Величества Императора Всероссийского; кавалер Ордена Почетного легиона за выдающиеся военные заслуги и кавалер ордена св. Владимира III степени за государственную службу; католик, построивший два православных собора. За свой главный труд Монферран был щедро вознагражден, однако последняя его воля не была исполнена: его тело не покоится в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

40 лет отдал архитектор России и собору. Ходили слухи, будто он специально затягивает строительство, поскольку ему предсказана смерть по завершении труда. Действительно, Монферран скончался через месяц после торжественного освящения. Потом появилась версия, что император счел дерзкой фигуру на западном фронтоне, изображающую самого Монферрана с моделью собора в руках, и проигнорировал его на церемонии открытия; а француз умер от расстройства.

После открытия собор еще долго оставался в лесах в связи с необходимостью реставрации здания. Этим Монферрану пришлось заниматься уже на последнем этапе строительства. Досужие сплетники предположили, что когда, наконец, леса снимут, дом Романовых падет. Случайность или нет, но эти события действительно совпали.

В работах по возведению и украшению храма приняло участие до полумиллиона человек. Это место стало своеобразной лабораторией по освоению новых материалов и усовершенствованных технологий. Успешный опыт возведения металлического купола подвиг русских архитекторов уделить внимание металлоконструкциям в своих проектах.

Исаакиевский собор – одна из доминант города, его визитная карточка, уникальное и прекрасное творение рук человеческих, которое не перестает восхищать жителей и гостей Санкт-Петербурга уже полтора столетия.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор

Исаакиевский собор – одна из самых монументальных и величественных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Этот православный храм является одним из самых высоких купольных зданий в мире. Высота Исаакиевского собора – 101,5м, диаметр купола 21,8 м. Площадь храма около 4 000 м кв. Исаакиевский собор может вместить в себя 12 тысяч человек.

Нынешний Исаакиевский собор четвертый по счету храм в честь преподобного. Исаакия Далматского. Первый храм – деревянный, был построен при Петре I в 1707 году. В нем Петр I венчался со своей женой.

Позже на другом месте был построен кирпичный храм в стиле барокко в честь Исаакия. Но в 1735 году в него попала молния и начался пожар. Кроме того, храм стоял близко к реке и оказался не долговечным.

В 1768 –1802 годах шло строительство третьего Исаакиевского собора, уже на том месте, где сейчас стоит нынешний собор, которое так и не было закончено.

Нынешний Исаакиевский собор начали строить в 1818 году по проекту французского архитектора О. Монферрана. Собор строился долгих 40 лет. И только в июне 1858 года Исаакиевский собор был торжественно освящен.

Для его укрепления в землю были вбиты 11 тысяч свай. Для позолоты купола Исаакиевского собора было использовано 100 кг золота.

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Лучшие скульпторы и живописцы принимали участие в оформлении храма. Для отделки использовали золото, малахит, различные виды мрамора.

Сейчас Исаакиевский собор функционирует не только как музей, но и 4 раза в год, по большим праздникам, здесь проводят богослужение.

Интерес представляет и колоннада Исаакиевского собора, которая является лучшей обзорной площадкой в Санкт-Петербурге. На верх колоннады можно подняться по внутренней лестнице, преодолев 211 ступенек, а потом еще по небольшой наружной лестнице. Для тех, кто боится высоты – не очень приятная прогулка

Подъем на колоннаду Исаакиевского собора – внутренняя лестница

Подъем на колоннаду Исаакиевского собора – внешняя лестница

Но зато наверху, с высоты 43 м, открывается великолепный вид на город. Здесь включен аудиогид, который рассказывает о зданиях, которые можно увидеть с высоты колоннады Исаакиевского собора.

Вид на Исаакиевскую площадь с колоннады

Памятник Николаю I

Вид с колоннады на шпиль Адмиралтейства и дворцовую площадь

Исаакиевский собор, как добраться

Исаакиевский собор расположен в Санкт-Петербурге по адресу Исаакиевская пл., 4. Ближайшая станция метро: Адмиралтейская. Выйдя из метро следует пройти два квартала по ул. Малая Морская.

Исаакиевский собор: режим работы и стоимость посещения

Музей Исаакиевского собора открыт для посещения с 10:30 до 18:00, выходной среда. В период с 1 мая по 30 сентября музей предлагает вечернюю программу с 18:00 до 22:30, выходной день среда.

Стоимость посещения музея Исаакиевского собора – 250 рублей взрослый билет, 50 рублей для пенсионеров и молодежи до 18 лет. Стоимость посещения музея в вечернее и ночное время – 350 рублей. В стоимость включена экскурсия.

Колоннада Исаакиевского собора работает с 10:30 до 18:00, с 1 мая по 31 октября вечернее посещение колоннады с 18:00 до 22:30, а в период белых ночей (с 1 июня по 20 августа) до 4:30.

Стоимость посещения колоннады Исаакиевского собора в дневное время 150 рублей, в вечернее и ночное время – 300 рублей. В стоимость включен рассказ аудиогида.

Вы можете забронировать отель в Санкт-Петербурге, рядом с Исаакиевским собором. Для поиска и бронирования отеля воспользуйтесь ссылкой.

Всем удачных прогулок по замечательному городу на Неве – Санкт-Петербургу.

Исаакиевский собор

Фото Исаакиевского собора

Время: 10:30-18:00, выходной день – среда.

Стоимость: 250 руб.; владельцы международных карт ISIC – 150 руб.; пенсионеры, студенты – 50 руб.

Исаакиевский собор – Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4

Исаакиевский собор – архитектурная жемчужина Петербурга, кафедральный православный храм Северной столицы, мировое культурное достояние. Собор – одно из самых высоких купольных зданий в мире. Ежегодно сотни тысяч туристов посещают Исаакия – так в народе прозвали это уникальное сооружение.

История собора началась в начале 18-го века, когда на его месте была сооружена небольшая церковь в память о византийском святом Исаакии Далматском, считающимся покровителем императора Петра Великого. В этой церковке самодержец Всероссийский венчался со своей второй женой. Вскоре стало понятно, что деревянная церковь не способна выдержать петербургского климата и ее заменили на каменную.

В середине 18-го века церковь снова была перестроена, но по завершению работ здание было подвергнуто критике со стороны ведущих архитекторов страны, которые посчитали его не соответствующим парадному облику центральной части Петербурга. Под патронажем царя Александра I был проведен конкурс на возведение собора. Тендер выиграл француз О. Монферран, которому и было поручено строительство.

Исаакиевский собор возводился свыше сорока лет, на него были потрачены колоссальные суммы. Но усилия строителей были не напрасны: Петербург получил одно из величайших своих зданий, которому трудно найти аналог в мире.
Собор потрясает воображение своей монументальностью, красотой, четкостью и благородностью линий. Этим зданием гордился бы любой город мира – Рим, Париж, Мадрид.

В ходе строительных работ использовались дорогостоящие минералы; цоколь покрыт прочнейшим гранитом, на стены ушли плиты мрамора толщиной до 50 сантиметров.
Со всех сторон собор окаймлен величественными колоннадами с многочисленными статуями атлантов и кариатид, с барельефами известных личностей.

Стены собора венчает невероятных размеров купол, покрытый металлическим сплавом, в который было добавлено 100 килограммов чистого золота.

Исаакиевский собор – настоящий музей минералов и цветных камней. Изнутри храм облицован природным белым мрамором с объемными панно, выполненными из желто-зеленого мрамора, яшмы, янтаря, порфира. Внутренняя роспись главного купола была доверена лучшим художникам России: над ней трудились К. Брюллов, В. Шебуев, Ф. Бруни.

Турист, входящий в собор, испытывает ни с чем не сравнимое чувство: от высоты свода в сто с лишним метров захватывает дух. Храм способен одновременно принять 12 тыс. человек, хотя его создатель Монферран указывал максимальную вместимость в 7 тыс. человек: архитектор учитывал, что женщины в те времена носили объемные юбки, отнимающие много пространства.
Гражданская война нанесла собору значительный ущерб: из храма были похищены золотые и серебряные предметы. Церковная служба в Исаакии была остановлена в 1928-ом году, и в соборе был открыт музей безбожника. Во времена ВОВ в подвальных помещениях храма хранились произведения искусства, свезенные со всего Петербурга. Купол Исаакия был покрыт серой тканью, но это не спасло от немецких бомб и снарядов. До сих пор стены храма хранят следы обстрелов.

В 1948-ом году собор получил статус музея искусства, антирелигиозная выставка была из храма удалена. В 1990 году были возобновлены воскресные православные службы. В Исаакиевском соборе проводятся туристические экскурсии, концерты классической и церковной музыки, лекции культурологов и религиоведов.

Особого внимания среди туристов достойна колоннада собора, которая является главной смотровой площадкой Петербурга. Высота площадки – 43 метра, отсюда открывается невероятный вид на центр Северной Пальмиры, на стрелку Васильевского острова и Неву.

Советуем посетить Исаакиевский собор в сезон белых ночей, который в Петербурге начинается в середине мая и продолжается до последней декады июля. В белую ночь храм предстает во всем великолепии своей готической красоты. На смотровую площадку туристы поднимаются по винтовой лестнице у колоннады Исаакия.

Экскурсии проводятся с 10.30 и до 18.00.

Видео:

Исаакиевский собор

Исаакиевская площадь, 1

Даты: 1818-1858 гг.

Автор(ы): архитектор О. Р. де Монферан

Архитектурный стиль: поздний классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Собор преподобного Исаакия Далматского

Исаакиевский собор построен по проекту и под руководством французского архитектора Огюста Монферрана, выбранного Александром I. Строительство шло 40 лет, с 1818 по 1858 год, началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при Николае I. На постройку была потрачена огромная по тем временам сумма в 23 миллиона рублей. В возведении собора, в разное время, было занято около 400 тысяч человек. Живописное и скульптурное убранство храма выполнено такими известными мастерами, как К. Брюллов, Ф. Бруни, В. Шебуев, И. Витали, Н. Пименов, П. Клодт и др.

Интересно сравнение храма, опубликованное в газете «Северная пчела»:«Знаменитые храмы св. Петра в Риме и св. Павла в Лондоне удивляют огромностью, высотою, красотою формы, и, по справедливости, поставляются в числе чудес искусства. Исаакиевский собор хотя уступает несколько римскому и лондонскому храмам в огромности, но в красоте форм и в величии целого стоит наряду с ними, а в богатстве материалов далеко их превосходит. …Удивительное собрание монолитов есть первое чудо в свете: до сих пор на земном шаре нет здания, украшенного таким множеством монолитов и такого огромного размера. И с каким искусством поместил их г. Монферан! С какою легкостью и удобством поднял он эти громады на высоту! Таких работ не видывала Европа! Не менее достойны удивления внутренние своды и свод главного купола из чугуна. Одним словом, все в этом храме гигантское, служащее эмблематическим изображением нашего отечества. В исполнении видим силу России, в материалах ее богатство, в формах изящество нашей образованности». [1]

История храма началась в 1707 году, когда Петр I издал указ о начале строительства деревянной церкви в честь Исаакия Далматского на берегу Невы (примерно там, где сегодня расположен «Медный всадник»).

День памяти святого приходится на день рождения Петра I (30 мая по старому стилю).

Позже Исаакиевскую церковь возвели в камне в стиле «петровского барокко», а в 1768 – 1802 гг. шло строительство третьего Исаакиевского собора (арх. А. Ринальди, А. Ф. Вист, В. Бренна), которое так и не было закончено.

Собор Монферрана стал четвертым, он явился одним из крупнейших в мире купольных зданий (наружный диаметр купола – 25,8 м). Высота Исаакиевского собора – 101,5 м, размеры в плане (с портиками) 111,5 на 97,6 м. Внутренняя площадь более 4 000 кв. м.

После революции Исаакиевский собор понёс большие утраты.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

Храм стал обновленческим, а в 1928 году службы были прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

С 1948 года в соборе начал работать музей «Исаакиевский собор».

В 1950—1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.

В 1990 году в храме спустя многие годы была проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят ежедневно.

Собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Каждый из 4-х фронтонов Исаакиевского собора венчают скульптуры апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Все апостолы изображены со своими символическими образами: Матфей изображен с Ангелом, Марк со Львом, Лука с Тельцом, а Иоанн с Орлом.

У древних христианских писателей обычным символом для четырёх евангелистов была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1:5-26) и которая состояла из 4-х четырелицых существ, напоминающих собой человека (ангела), льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, стали эмблемами для евангелистов. Но образы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно их принадлежности и трактовки. Приблизительно со II века появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое используется и сегодня.

Считается, что в своём Евангелии Матфей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа, поэтому его символом является ангел (человек). Марк в своём Евангелии изображает Христово всемогущество и царственность, поэтому его символ — лев. Луку символизирует телец, так как в своём Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов. По словам блаженного Августина, Иоанн «как орёл парит над облаками человеческой немощности».

1. Газета «Северная Пчела». Санкт-Петербург. 1840. — С. 1.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Исаакиевский собор. Достопримечательности Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор — самое грандиозное и величественное здание современного Санкт-Петербурга. Собор до сих пор поражает жителей северной столицы и многочисленных туристов своей величественностью и монументальностью. А представьте себе, какой диковинкой было это уникальное строение для людей, живших в XIX веке!

Интересное описание внешнего вида Исаакиевского собора и его внутреннего убранства, сделанное одним из свидетелей строительства храма практически сразу после его постройки, дает нам возможность узнать, как выглядел этот шедевр архитектуры в XIX веке.

Описание Исаакиевского собора

…Несмотря на всю грандиозность храма, чуть ли не лучшего и замечательнейшего в мире, — общий вид его чрезвычайно прост. Кажется, что это гигантский прямоугольный каменный ящик, на котором поставлен менее гигантский купол, представляющийся, благодаря колоссальной вышине ящика, малым и как бы утонувшим в него. На каждой стороне квадратного корпуса находятся классические портики, а вокруг главного купола обвита круглая колоннада. Проведя взгляд от купола, вы встречаетесь с прямыми основаниями, стушевывающимися с четырьмя колокольными башенками и скульптурными украшениями по углам верхнего края корпуса. Все четыре портика состоят из колонн цельного гранита, утвержденных на таких же террасах. На портиках устроены великолепные фронтоны с барельефами, которые опираются всей своей тяжестью на гранитные колонны-монолиты, в 8000 пудов каждая. Число колонн в портиках неодинаково: в северном и южном – по шестнадцать, а в восточном и западном – по восемь. Мраморные своды портиков разделены по длине на три части: два боковых – плоские, а средний имеет сферическую форму. Своды отделаны выбивными медными розетками, головками херувимов, гирляндами и другими украшениями. Поле в портиках представляет шахматный рисунок из белого мрамора, красного и серого гранита.

Три портика служат преддверием собора с громадными бронзовыми дверями, а восточный портик прикрывает три полукруглых окна. В северном и южном портиках устроено по две ниши, с тремя малыми дверями каждая и барельефом над ними. Полукруглый барельеф венчает каждую большую дверь. Точно так же, великолепные барельефы украшают фронтоны, а крыши портиков – статуи евангелистов и апостолов. Большая часть скульптурных работ принадлежит скульптору Витали; лучшим барельефом считается «Поклонение волхвов», затем «Св.Исаакия и императора Феодосия». Этот барельеф замечателен по своей исторической составляющей: в лице Феодосия изображен Александр I, а в лице жены – супруга его; в фигурах царедворцев – князья Волконский и Оленин, а далее – Монферран с храмом в руке. На фризе каждого фронтона надписи: на северном – «Господи, силою твоею возвеселится царь», на южном – «Храм Мой храм молитвы наречется», на восточном – «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки», и на западном – «Царю царствующих».

Обходя вокруг, легко заметить в стенах окна с небольшими колоннами, с угловыми желобчатыми пилястрами. Вдоль стены видны фундамент из красного гранита и два небольших карниза, ниже окон; на высоте капителей портиков идет широкий карниз, лежащий на колоннах темно-малинового широкого фриза и рельефного сложного карниза; над карнизом – стенка или аттик, состоящий из фундамента, двух статуй над угловыми пилястрами и менее сложного карниза. Главный купол опирается на круглую колоннаду, основанную на высоком постаменте и состоящую из двадцати четырех пустых колонн, весом каждая в 4000 пудов, с рельефным карнизом и аттиком в виде балюстрады, по верхнему краю которой укреплены статуи; из-за них видны окна купольного тамбура. Над куполом – фонарь с пилястрами коринфского ордена, решеткою вокруг основания и ажурным крестом над полумесяцем.

Купол состоит из трех отдельных сводов. Первый из них, видимый изнутри собора, сферической формы; второй – конический, украшенный медными лучами и оканчивающийся под фонариком; а третий, золоченый, видимый снаружи. Два первых состоят из чугунных ребер, укрепленных на чугунном кольце, положенном поверх тамбура большого купола, а золоченая крыша купола держится на железных стропилах, которые прикреплены к ребрам конического свода. Между ребрами двух сводов положены цилиндры (или гончары) из обожженной глины. Общая тяжесть купола равняется, несмотря на пустоту 24 колонн, 136000 пудов. В куполе 24 окна; между чугунными столбами, поддерживающими стропила, от окон аттики до самого фонарика, проложена под крышей винтообразная лестница, по которой, через отверстие, можно выйти за решетку, окружающую фонарик. Четыре небольших четырехугольных колокольни представляют из себя фронтоны, опирающиеся на колонны, увенчанные шарообразными куполами, под которыми висят массивные колокола. Самый большой из них, находящийся на северо-западной колокольне, весит 1800 пудов, а в северо-восточной – 1000 пудов. Меньший, в 900 пудов, находится в юго-восточной колокольне.

Все здание, как внутри, так и снаружи, облицовано дорогим итальянским, французским и олонецким мрамором. На одну внутреннюю отделку пошло более полумиллиона пудов мрамора. Под каждой из колонн положен серебряный рубль чеканки 1837 года, а под главной колонной лежит платиновая медаль с изображением самодержца Николая I.

В собор ведут три больших и четыре малых боковых двери. По размерам главные двери самые большие на свете. В художественном отношении они лучше многих произведений подобного рода. Внутренность собора устроена параллелограммом, в восточной стороне которого находится главный алтарь, а по сторонам последнего – два малых алтаря. Между малахитовыми колоннами главного алтаря, сквозь арку в главном иконостасе, виднеется иконостас, белый, прозрачный, с блестящей позолотой украшений, увенчанный ярко позолоченной группой «Преображения Господня».

В стенах, обложенных мрамором, виднеется инкрустация. Главный иконостас – трехъярусный, с иконами из мозаики. Своды покрыты украшениями, группами и живописью. Плафоннная живопись исполнена художником Бруни. Плафон главного купола, изображающий Божию Матерь, окруженную святыми, равно как апостолы и евангелисты в палузах больших сводов, исполнены Брюлловым и Басиным. Две группы над малыми иконостасами – работы Пименова.

Сам иконостас, из белого статуйного мрамора, поднят почти до сводов. В нем восемь колонн и два пилястра высотой в 43 фута, из малахита, с позолоченными капителями и базами. По сторонам царских врат поставлены две драгоценные колонны из ляпис-лазури. Внутри колонны пусты: они состоят из чугунных цилиндров, по которым и наклеены малахит и ляпис-лазурь. Над царскими вратами – группа Иисуса Христа на престоле, с правой стороны его – Божья Матерь, с левой – евангелист Иоанн. Большинство икон в иконостасе – из мозаики. Запрестольный образ писан особым способом на стекле, в Мюнхене, и представляет собой благословляющего Спасителя во весь рост. Занимая всю амбразуру окна, он кажется прозрачным.

В храме насчитывается 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Над дверями замечательные барельефы работы Витали и Логановского. Пол в храме сделан из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Средняя часть его украшена флорентийской мозаической розеткой. В главном куполе помещается 12 больших и 40 меньших фигур ангелов, патриархов и пророков. Все фигуры в куполе позолочены. Соборная утварь храма весьма драгоценна, так как приготовлена исключительно из серебра и золота…

Величественен человек в своих деяниях. Величественны деяния, оставленные потомкам…

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.