Качканар буддийский монастырь как добраться

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Гора Качканар. Монастырь Шад Тчуп Линг.

Не успел я морально отойти от полуторотысячного пробега по Европе, как беспокойная голова и ходкие ноги снова понесли меня по весям Отчизны. Со мной вызывались ехать дочь восемнадцати лет от роду и друг Денис. Путь наш на этот раз был уже немного дальше чем обычно — хоть и богат Пермский край на достопримечательности, но и они когда-то подходят к концу. Нет, конечно, смотреть можно много еще чего, но тут вступают в дело приоритеты и хотелки. А они тяготеют все больше к большим пространствам и горам. Одним словом — к масштабам.

На этот раз был выбран в сторону Свердловской области: практически на границе с Пермским краем есть город Качканар. Славен он Качканарским горно-обогатительным комбинатом (холдинг “Евраз”), который в его окрестностях ведет добычу титаномагнетитовой руды. Что можно увидеть в Качканаре и по пути к нему? Основная масса достопримечательностей сосредоточилась в районе одноименной горы Качканар: собственно сама гора с ее скальными породами на вершине, горное озеро на месте выработки камня, буддийский монастырь Шад Тчуп Линг и стела Гагарину. У подножия горы, по пути на вершину расположился Западный карьер Качканарского ГОКа. Также если ехать в сторону Пермского края, то в 40 километрах от Качканара можно посетить гору Колпаки.

Но обо всем подробнее ниже. Поскольку фотоматериала получилось много, то при всем желании я не смог впихнуть невпихуемое и без потерь показать все эти объекты в одном отчете. Поэтому будет три части — одна про монастырь, а вторая — про иные достопримечательности Качканара, ну а третья — про гору Колпаки.

Добраться до Качканара не сложно — Качканар находится в 280 км от Перми и 260 от Екатеринбурга. Не проверял дорогу от Еката, но от Перми дорога вполне, хоть и весьма извилистая.

Подняться на вершину можно двух сторон: от деревни Косьва (6 км) и со стороны Западного карьера (8 км). Подробнее маршруты можно посмотреть на сайте монастыря и в группе ВК.

Мы выбрали более длинный маршрут — от Западного карьера. Причина этого простая — только идя по этому пути можно увидеть сам Западный карьер.

Чтобы добраться до исходной точки этого маршрута надо проехать город насквозь, свернуть в направлении Западного Карьера, пересечь дамбу и вскоре вы увидите КПП компании Евраз. Там смело оставляйте машину, сворачивайте в подлесок слева и обходите КПП. После можно спокойно выйти снова на дорогу продолжить путь никого не шугаясь. Дорога пологая и старательно выглажена грейдерами. Примерно через 2,5 километра вы дойдете до развилки — справа будет смотровая площадка с видами на карьер, а дорога к монастырю отворачивает влево. По этой дороге необходимо идти еще примерно 4 км никуда не сворачивая до развилки с деревом украшенном лентами. Направо будет дорога к монастырю, а прямо — к горному озеру и скале Верблюд.

Тем, кто не хочет топтать белые ножки могу предложить лайф-хак как сократить пеший путь километров на 6-7. Выясняйте в приемной КГОК телефон бюро пропусков, связывайтесь с ним и получайте нужные пропуска под туристическую цель визита. Сам не проверял (поскольку накануне был выходной день), но по донесениям метода работает. На полноприводном автомобиле с нормальным клиренсом можно добраться до развилки с “ленточным” деревом — местами, ближе к вершине, на дороге еще лежит снег.

Буддийская община Шад Тчуп Линг

История Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления») непосредственно связана с личностью его ламы — Санье Тензин Докшит (Михаила Санникова), который по указанию своего учителя Пем Джанга (Дарма Доди Жалсараева) в середине мая 1995 года прибыл на гору Качканар и заложил там первый камень монастыря.

За 22 года существования на суровых камнях горы монастырь (небольшая оговорка относительно этого ниже) под началом Ламы Докшит постепенно отстроился. Текущее его состояние далеко от вызывающего восхищение — бросается в глаза, что несмотря на героические усилия последователей, нехватка ресурсов сказывается буквально во всем и стройка движется очень медленно. Тем не менее, за прошлый год монахи возвели ряд важных объектов, в том числе, большую статую Будды. Насколько я понял, чтобы община имела право именоваться монастырем она должна возвести 8 ступ — половина уже создана, а оставшуюся часть монахи намерены закончить в 2017 году.

Чтобы поддержать общину, хорошим тоном при ее посещении, будут принесенные с собой стройматериалы или продукты питания. Чтобы выяснить наиболее актуальные вещи, лучше заранее позвонить по телефону общины и уточнить информацию у дежурного по гостям. Никто ни к чему не обязывает, но просто имейте в виду, что вы просто любопытствующий гость в этих стенах. Мы взяли с собой бур для перфоратора и сладости к чаю.

Помимо туристов, община гостеприимна и паломникам, подробную информацию можно получить здесь.

На мой взгляд, наиболее красивым монастырь выглядит зимой, когда ветер и мороз облекает все в толстый слой инея. Однако, чтобы увидеть все это великолепие придется серьезно потрудиться — многокилометровый путь в гору на лыжах тернист.

Ради чего ехать так далеко и лезть так высоко?

Гора Качканар и буддийский монастырь

Гора Качканар расположена около одноименного города в Свердловской области, примерно в 260 километрах от Екатеринбурга.

Качканар – одна из самых высоких гор Среднего Урала, достигающая в высоту 887,6 метра над уровнем моря. Сложена горными породами габбро, перидотитами и пироксенитами.

Топонимисты считают, что название горы произошло от тюркских слов «качка» – лысый и «нар» – верблюд.

Около горы проходит граница двух частей света – Европы и Азии, а также двух регионов – Свердловской области и Пермского края. Близ горы располагались золотые и платиновые прииски.

Первое научное описание горы Качканар выполнил путешествовавший по Уралу в 1770 году академик П.С. Паллас в книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1786 г.). Вогулы показали Палласу два рудника, где раньше добывался магнитный железняк.

В 1860-е годы Качканарский массив изучал известный геолог А.П. Карпинский, позже возглавивший Академию наук.

В 1957 году у подножия горы началось строительство Качканарского горно-обогатительного комбината, вскоре здесь вырос один из самых молодых городов Свердловской области – город Качканар.

В настоящее время разработка титаномагнетитовых руд горы Качканар продолжается, действующие огромные карьеры расширяются, планируются новые.

Гора Качканар имеет две вершины – северную и южную. Они называются соответственно «Северный рог» и «Полуденный рог». Каждая из них прекрасна по-своему, с каждой открывается великолепный вид (при этом город Качканар виден лишь с южной вершины).

На вершине горы множество скальных останцев причудливой формы. У многих из них свои собственные названия. Самый известный останец – скала Верблюд.

В 1995 году на вершине горы Качканар был создан буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (в переводе с тибетского – Место практики и реализации). Его основатель – Михаил Санников. Монастырь уже давно превратился в главную достопримечательность Качканара. Побывать в единственном на Урале буддийском монастыре приезжает немало туристов, насельники монастыря никому не отказывают. В монастыре построены две ступы, считающиеся святынями.

Однако очень скоро монастырь, построенный за многие годы руками нескольких энтузиастов, может быть стерт с лица земли. ЕВРАЗ, которому принадлежит Качканарский ГОК «Ванадий», требует снести «самовольно возведенные постройки». На стороне предприятия и власти всех уровней.

Таким образом, вместо монастыря на этом живописном месте уже к 2015 году должен образоваться очередной карьер… При этом, уничтожая единственные местные достопримечательности (гору и монастырь), власти Качканара говорят о грандиозных планах по развитию туризма.

В общем, успевайте побывать на горе Качканар и в единственном на Урале буддийском монастыре, пока не поздно.

Как пройти на гору Качканар

1. Выход к подножию горы Качканар

С административной площади Качканара (см. фото), на улицу Крылова (на север) в сторону автовокзала (200 м).

Здание администрации города Качканар

Далее по Крылова до развилки Западный карьер – поселок Валериановск. Направляемся в сторону Западного карьера. Проходим полуостров с профилакторием “Зеленый Мыс” (слева) и выходим к плотине. Справа железная дорога, слева залив с башней подымающейся из воды. Проходим плотину и слева видим место для стоянки. На этом первый этап считаем пройденным.

2. Идем на южную вершину

Южная вершина горы Качканар (да, гора имеет две высокие точки, причем высшая, северная, из города не видна), хоть и не является наивысшей точкой, но её следует посетить. Путь туда не так протоптан туристами, как на северную вершину. Вид на город Качканар возможен только с южной высоты. Скалы вершины расположены компактно. Путь порядка 6 километров с постоянным подъемом в гору. Уклон небольшой, поэтому преодолевается за один переход.

Если вы на машине, то её придется оставить на площадке. Слева находим тропу идущую вдоль берега и двигаемся по ней. Необходимо дойти до старой горнолыжной трассы (600 м). Можно идти вдоль берега, но лучше забирать в гору, чтобы потом меньше ползти вверх по просеке. Подъем крутой. Забравшись на самый верх, идем по дороге налево.

Вид со старой горнолыжной трассы

Метров через 100 выходим на дорогу и идем направо, метров через 100 сворачиваем налево. Идем по лесной дороге никуда не сворачивая. Сначала неважная, дорога постепенно расширяется и становится лучше. Примерно через 3,5 километра необходимо не пропустить тропинку на вершину. Дорога в этом месте уходит направо, а тропинка идет прямо. Начало тропинки (С 58г 44м 58с; В 59г 24м 52с) обычно отмечено ленточками на деревьях. Заходим на тропинку и примерно через 15-20 минут выходим к скальным массивам. Лучше запомнить или отметить выход тропинки, чтобы когда идти обратно не плутать по окрестностям.

Скалы южной вершины раньше имели плиты с названиями. Сейчас от плит остались лишь отверстия в камне.

Виды с южной вершины

3. Идем до горного озера

Перед северной вершиной, на горе есть озеро. Видимо брали пробы руды и вырыли котлован, который впоследствии заполнился водой. Около озера можно остановиться на привал или ночлег. Есть мангал, беседка.

Озеро на месте бывшей выработки

К самому озеру идет дорога, но на машине проехать можно только по пропускам, так как дорога проходит через территорию Качканарского ГОКа.

От площадки (см п.1) двигаемся дальше по дороге. Примерно через 2 километра будет пост охраны Качканарского ГОКа. Если вы на машине, то смело оставляйте машину перед постом. Дальше идем пешком. Доходим до зданий и идем по дороге налево. Через 300 метров, слева, будет проходная на горнолыжную трассу (см. фото), но мы идем прямо с небольшим отклонением направо.

Проходная на горнолыжную трассу

Почти сразу будет широкая дорога направо, но нам туда не надо, идем прямо в гору с небольшим уклоном. После поворота налево дорога будет огибать Западный карьер. Будет много дорожек направо. По ним можно выйти на край ямы и понаблюдать за работой карьера.

Сразу скажу, что у Западного карьера есть смотровая площадка которая будет у нас по пути. Вот мы дошли до поворота дороги налево (до него около 1 километра), нам туда. Но, если пройти немного прямо, справа будет смотровая площадка Западного карьера в наивысшей точке.

Смотровая площадка Западного карьера

Но вернемся на дорогу. Расстояние от смотровой площадки до озера приблизительно 4 километра.

Немного не доходя до озера берет начало тропинка к буддистскому монастырю.

Начало тропинки к буддистскому монастырю

4. Идем от горного озера до скалы Верблюд и на вершину горы Качканар

Для подъёма на гору надо обойти озеро (лучше слева), по тропке выйти на просеку и начать подниматься. Примерно через 700-800 метров начнутся выходы скальных пород и появится площадка с беседкой. С площадки надо повернуть на левую тропинку. Сразу оговорюсь, что если пойти направо, то тропинка выведет прямо к буддистскому монастырю. Но мы ведь идем на «Верблюд», а о монастыре расскажу дальше. Пройдя через скальные завалы скала «Верблюд» появляется во всей красе.

Посмотрев панораму и полазив по скале отправляемся дальше на вершину, которая уже видна с «Верблюда».

Тропинка на вершину начинается сразу за «Верблюдом». Пройдя 10-15 минут подходим к вершине горы Качканар с которой открывается панорама на север. Самая высокая точка отмечена бетонной конструкцией с трубой. Прямо под горой находится поселок Косья, чуть дальше Покап, на северо-востоке видны строения монастыря.

Вершина горы Качканар

Вид с вершины на поселки Косья и Покап

Вид на строения монастыря с вершины горы Качканар

Если пройти по тропинке дальше на запад, то выйдем к скале Гагарина на которой до сих пор красуется всеми узнаваемый монумент из металла. Со скалы открывается панорама на запад.

5. Идем от горного озера до монастыря Шад Тчуп Линг

Как я уже упоминал, к монастырю Шад Тчуп Линг можно пройти и через дорогу ведущую на вершину. Но надо понимать, что монастырь не просто достопримечательность и просто придти поглазеть там не приветствуется. Если вы хотите, чтобы вам уделили внимание и провели экскурсию, а также угостили местным чаем, то такое мероприятие лучше спланировать. В монастырь не принято приходить с пустыми руками. Приветствуется еда: сахар, чай, печенье, крупы и т.п. Так же возле начала тропинки в монастырь лежат стройматериалы и если захватить с собой кирпичей, досок ну или что там еще находится, то это будет хорошо.

Итак, начало тропинки в монастырь Шад Тчуп Линг находится не далеко от озера по пути из Качканара. Пропустить это место никак не получится. Видны кучи стройматериалов, старые автомобили, табличка с напоминанием «Другу. Идешь в монастырь захвати кирпичей, не допускай пустопорожних пробегов», а также табличка для туристов указывающая что на «Верблюд» вовсе не обязательно ходить через монастырь.

Примерно через километр появится большая поляна с канатной переправой, по которой затаскивают стройматериалы в монастырь.

Поляна с канатной переправой

Продвигаясь дальше, вверх, по тропинке подходим к главной входной группе монастыря. На «доске объявлений» можно ознакомиться с монастырем и правилами поведения.

«Доска объявлений» монастыря

В монастыре имеется две ступы, жилые помещения, баня, домик для гостей, подсобное хозяйство. Ведется постоянное строительство.

М.В. Малахов в XIX веке писал про Качканар:

“Я поднимался на Качканар с востока, откуда доступ считается менее удобным, нежели с запада. Миновав гору Еловую, представляющую собою восточный отрог Качканара и покрытую обломками пород, весьма сходными с Качканаром по своему общему характеру и содержанию магнитного железняка, мы стали взбираться на Качканар. Весь подъем покрыт валунами; основная их масса состоит из зерен авгита с прожилками магнитного железняка. Первое значительное его залегание мы наблюдали на большой террасе Исовского склона горы в типичной крупнозернистой авгитовой породе. Совместное нахождение здесь железа и этой породы, по-видимому, не случайно, что подтверждается и дальнейшими наблюдениями. На всем подъеме к северной вершине от этого залегания магнитный железняк встречался на каждом шагу, но в мелких лишь прожилках, также как и на самой северной вершине. Направляясь отсюда по склону вершины Качканара, приходится спуститься в котловину, разделяющую обе вершины. Далее признаки магнитного железняка исчезают и резко проявляются вновь в обширной россыпи магнитного железняка, находящейся у подошвы Качканара”.

Поездку на Качканар можно совместить с посещением горы Колпаки.

Монастырь на горе Качканар

Добро пожаловать на гору Качканар!

Качканар буддийский монастырь как добраться

Вы просили – мы сделали. В разделе “Все новости” появились фотографии – теперь каждый материал в списке идет со своей иллюстрацией. Кликните на “Подробнее”, чтобы посмотреть.

Е1.RU перешел на новый дизайн

Мы обновили дизайн E1.RU! Наш сайт стал легче и грузится быстрее, а еще мы добавили много интересных и полезных фишек. Кликните на кнопку “Подробнее”, чтобы узнать о них.

Общаться в комментариях стало удобнее!

Вести диалоги в комментариях стало проще! Теперь вы можете посмотреть новые ответы на ваши комментарии в профиле. Для этого зайдите в профиль на вкладку “Новые ответы” или следите за оповещением в меню сайта. Приятного общения.

Все новости

«Ведомство не несет ответственности за военных»: заявление Минобороны о гибели солдата в Елани

На аллее около педуниверситета, где нашли тело студентки, спешно сделали освещение

Ни жилья, ни денег: екатеринбурженка заплатила риелтору за квартиру, а её продали другим

Страховая компания выплатила турецкой клинике, в которой скончалась свердловчанка, долг за лечение

В пятницу запустят движение троллейбусов по Фронтовых Бригад

В «Автомобилисте» начались перемены: клуб расторг контракт с тренером, отвечающим за оборону

Какао и никаких женщин-водителей: изучаем райдер Егора Крида, который выступит в Екатеринбурге

У сотрудницы штаба Навального в Екатеринбурге списали со счета 100 миллиардов рублей

«Галамарт» устроит в Каменске-Уральском праздник со щедрыми подарками и выступлением «Иванушек»

В Екатеринбурге сняли фильм про легендарного тренера «Уралочки» Николая Карполя: смотрим отрывок

Обиженная покупательница стащила из секс-шопа на Эльмаше эротическое белье. Видео

Павел Дацюк подарил младенцам-отказникам две сотни упаковок подгузников

В Екатеринбурге откроется элитный фитнес-центр с годовым абонементом за 100 тысяч рублей

Стилист Александр Рогов создал с друзьями-звездами мерч для уральского ТЦ: показываем фото

«Кто нас осуждал — Бог им судья»: бывшие срочники, затравившие солдата в Елани, обжаловали приговор

Крупный российский банк поддержал производителя молочной продукции

В элитной башне «Исеть» к декабрю откроется кафе-пекарня: раскрываем средний чек

Из-за массовой аварии на ЕКАД перекрыли движение между Московским и Серовским трактами

Разбившийся в Крыму уральский сыровар сел за руль мотоцикла впервые за четыре года

«Мэгги пока прячется в домике»: в Екатеринбургском зоопарке поселилась пара необычных кенгуру

Как выступал перед Тимати и Бастой и про кого песня «Любимка»: общаемся с Niletto в прямом эфире

Отец бейсджампера с Урала Ратмира Нагимьянова, погибшего во время полета, прыгнул с огромной трубы

«К нему много вопросов»: архитекторы раскритикуют генплан Екатеринбурга на Градсовете

Екатеринбург-2020: большой гид по новостройкам, которые ждут уральцев в следующем году

На проспекте Космонавтов автобус 56-го маршрута насмерть сбил дедушку-пешехода

Стартовали продажи в новом доме-бестселлере от «Атомстройкомплекса»

В Екатеринбурге оценят эффективность «налоговых гаваней»

В День бильярдиста уральцы смогут поучаствовать в розыгрыше эксклюзивного кия

«Спасибо, что разобрались»: избежавший строгого режима экс-мэр Каменска-Уральского вышел из СИЗО

В Академическом водитель KIA сбил девушку, которая шла по пешеходному переходу

«8 лет строгого режима означали смерть»: адвокаты — о решении отпустить на свободу мэра-взяточника

Уральская модель София Никитчук закатила шикарную вечеринку в честь дня рождения: показываем видео

В Каменске-Уральском поймали рецидивиста, который изнасиловал 18-летнюю девушку

Жителям Вторчермета, которые в июле получили квитанции за отопление, разрешили по ним не платить

Екатеринбургского ресторатора увезли на скорой из аэропорта в Санкт-Петербурге

В Екатеринбурге коллекторов оштрафовали за то, что названивали должнику, который давно расплатился

Счастливый Хеллоуин: в Екатеринбурге можно приобрести курсы иностранного по страшно выгодным ценам

«К вечеру устают глаза? Решение есть»: салон оптики поможет справиться с популярным недугом

Ловить момент: в октябре произошло самое крупное снижение цен на квартиры в Пионерском

Маршрут выходного дня: совершаем восхождение на самую буддийскую гору Урала

На вершине горы Качканар стоит буддийский монастырь, в котором всегда рады туристам

Статую Будды из пенопласта монахи сделали своими руками

Город к северу от Екатеринбурга и его тезка-гора уже несколько лет так и манят туристов. Причиной тому не красивые виды (хотя их тут достаточно), а единственный на Урале буддийский монастырь. Шедруб (или Шад Тчуп) Линг своими руками построили на ровном месте последователи ламы Санье Тензин Докшита. Один за другим поднимая на вершину камни, работая по несколько месяцев на горе с перерывами на «цивилизованное» существование в городе, постепенно уральские буддисты возвели несколько зданий и ступ.

Уже не первый год идут разговоры о скором сносе монастыря. В полном смысле этого слова «самострой» мешает расти Качканарскому горно-обогатительному комбинату. Руководство предприятия уже предложило буддистам переехать на другую гору, но перенести постройки невредимыми невозможно, поэтому община осталась на месте и год за годом ждет решения своей участи. А пока это рукотворное чудо восточной веры и уральского упорства стоит, посмотреть на него по-прежнему много желающих.

Инженер-конструктор Светлана Соловьева побывала на горе Качканар совсем недавно. Она рассказала о своем путешествии и дала советы жителям Екатеринбурга, которые тоже захотят покорить гору, посмотреть на наш край с высоты и проведать монахов.

Гора Качканар относительно невысокая, поэтому подъем на нее по силам и взрослому, и ребенку. Чтобы пройти в гору 8 с половиной километров, нужны пара часов, удобная обувь и хорошее настроение. Народная тропа наверх начинается у проходной ГОКа и идет дальше по лесу.

Знаменитое дерево с ленточками исполняет желания

«У развилки растет дерево, на которое все желающие могут повязать ленточки, — рассказывает Светлана Соловьева. — Отсюда мы повернули направо. По пути побывали на смотровой площадке карьера. На его дне машины, добывающие и перевозящие руду, казались игрушечными, как будто в песочнице! Когда мы добрались до вершины горы, нам открылся впечатляющий вид — скальные останцы рассыпаны по горе и так и манят по ним полазить».

Сверху карьер выглядит потрясающе

Огромные машины на дне кажутся игрушками

На вершине есть одна особенная скала. Она называется Верблюд, потому что действительно похожа на это животное. А еще на горе есть небольшая смотровая площадка, на нее помещаются 2–3 человека.

Скала Верблюд. Есть версия, что из-за нее гору и назвали Качканар («нар» в тюркских языках — верблюд)

Место практики и реализации

Само слово «монастырь» навевает мысли об уединении. Как бы то ни было, и на заснеженной горе буддистам не удалось избавиться от общества суетливых горожан. Впрочем, кажется, компания их не слишком сильно тяготит. По крайней мере, жители Шад Тчуп Линга (в переводе «место практики и реализации») научились хорошо ладить с туристами. Горожане привозят монахам продукты и разные полезные вещи, а буддисты в ответ подкармливают посетителей.

«Встретили нас очень добродушно, накормили супом и напоили очень вкусным травяным чаем, — делится впечатлениями Светлана Соловьева. — Нам рассказали историю монастыря, о его быте, провели небольшую экскурсию. Рекомендую брать с собой на гору какие-нибудь крупы, консервы или вкусняшки для жителей монастыря, они с благодарностью у вас их примут».

Туристы — частые гости в монастыре

Монахи тратят на работу не меньше (а то и больше) времени, чем на духовные практики. Дел здесь немало! Несмотря на мрачные прогнозы, монастырь все еще строится. Да и просто поддерживать жизнь на горе, где нет ничего, кроме камней, деревьев и красоты, — задача нелегкая. Хотя кое-какую «цивилизацию» здесь организовать все же удалось. Электричество получают с помощью солнечных батарей и бензинового генератора, летом работает водопровод.

Хотите погостить в монастыре подольше? Будьте готовы к тому, что у вас попросят помощи в каких-нибудь бытовых делах — принести воды, собрать хворост, наколоть дрова. «Сделав это, вы не только сможете прочувствовать — пусть и отчасти — ежедневные трудности, с которыми сталкивается община в жизни на горе, но и внести свою лепту в строительство буддийского монастыря, — а также использовать случай получше познакомиться с горой Качканар, увидев те её красоты, что лежат в стороне от туристических троп», — говорится на сайте Шедруб Линга.

Узнать больше о монастыре можно на его сайте.

Качканар расположен в 250 км от Екатеринбурга — неблизко, так что для экономии времени туда лучше ехать на машине. Дорога займет 3–4 часа. Тем не менее все путешествие может уложиться в один день. Так, наша собеседница с группой выехала из Екатеринбурга в 7 утра и вернулась около 10 вечера.

Выезжаем на север по Серовскому тракту, минуем Нижний Тагил, проезжаем Кушву и следуем по трассе до указателя на Качканар. По Северному широтному коридору едем налево — и вот перед нами город. Проезжайте его насквозь, по улице Крылова мимо Шламового пруда добирайтесь до КПП Западного карьера и оставляйте здесь машину. Отсюда придется идти пешком. По лесной тропе, по гравийной дороге до дерева с ленточками, на котором уже есть удобная и понятная карта местности.

Буддийский монастырь на Урале

Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (тибетск. “Место практики и реализации”) расположен на горе Качканар, одной из самых высоких вершин Среднего Урала (887,6 метров над уровнем моря), недалеко от города Качканар. Ранее на этом месте располагалось языческое святилище манси Ялпынг-Нер (мансийск. “Святая гора”) – место поклонения верховному богу Нуми-Торуму.

Монастырь основан 15 мая 1995 года ламой Санье Тензин Докшитом (Михаил Васильевич Санников), после завершения обучения в буддийском институте при Иволгинском Дацане. Место, на котором должен быть построен монастырь, и его название указал ламе Санье Тензин Докшиту его учитель лама Пема Дорже Чанг (Дарма-Доди Аюшеевич Жалсараев, 1904-1997 гг.).

Для того, чтобы посетить монастырь, сначала нужно добраться до города Качканар (на машине по трассе Екатеринбург-Серов или на электричке от Нижнего Тагила или станции Гороблагодатская). Квартиру в Качканаре можно арендовать на сайте: http://sutochno.ru Утром (чем раньше, тем лучше) заказываете такси по телефону: +7-343-416-97-77 (другими сервисами пользоваться настоятельно не рекомендуется, могут подвести в самый неподходящий момент) и едете до шлагбаума Западного карьера Качканарского ГОК (на картах показан буквой А). Через шлагбаум вас не пропустит охрана, поэтому сворачиваете влево на тропу, которая идет параллельно дороге. Обойдя пост охраны выходите на дорогу и идете до смотровой площадки Западного карьера (на картах показан буквой B), немного не доходя до смотровой площадки, сворачиваете влево.

Дорога, ведущая в гору. Подъем пологий, пройти путь до монастыря можно за полтора-два часа.

Идите строго по маршруту, указанному на картах, ни в коем случае не полагаясь на навигатор, который будет показывать несуществующую тропу, идущую от поворота влево в том месте, где у дороги лежат бревна (на картах показано буквой С).

Сначала эта тропа будет выглядеть так.

Потом придется идти вверх по курумнику – каменным глыбам с острыми обломанными краями.

А для преодоления последнего участка потребуется хоть какая-то альпинистская подготовка (не говоря уже о соответствующей обуви).

Поэтому идите прямо по дороге никуда не сворачивая. Дорога постепенно будет уходить влево и, наконец, вы увидите жёлтую табличку.

А за ней, около дерева, увешанного многочисленными ленточками, дорогу, уходящую вправо (на картах показана буквой D).

Если идти прямо, не сворачивая у дерева с ленточками, можно выйти к очень красивому горному озеру с прозрачной водой.

Но сейчас у нас другая цель и мы сворачиваем направо.

По краям дороги много огромных валунов.

Корни деревьев оплетают камни, как щупальца древних чудовищ.

Причудливо изогнутые стволы засохших деревьев.

Гати на заболоченных участках дороги.

Строения монастыря на вершине горы, крутые склоны покрыты курумником (на картах монастырь показан буквой E).

Подъем по единственной тропе, которая начинается около канатного подъемника, около тропы – валун с надписью на тибетском языке – Шад Тчуп Линг.

Ворота монастыря с изображениями грозных духов-хранителей.

Монастырь построен с учетом рельефа местности из местного “дикого” камня и дерева, вручную, без применения тяжелой строительной техники.

Ступы или субурганы (бурятск.) – священные буддийские сооружения. Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от пороков и развить в себе добродетели. Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением, воздействие на себя и свою жизнь, улучшить свою Карму.

Ступа во внутреннем дворике монастыря.

Так она выглядит зимой.

Флюгер-дракон в китайском стиле.

Летняя кухня во дворе монастыря.

Кельи монахов и вход в столовую. Для утепления строений используются современные материалы.

Монастырь полностью независим от внешних источников энергоснабжения.

Талая и дождевая вода собирается в два водоема, откуда насосом подается в монастырь.

Прицеп для перевозки грузов к подножию вершины горы, на которой расположен монастырь. Дальше груз можно поднять только по кантатной дороге.

В монастыре много кошек и собак (буддизм, в отличие от других религий, не делит животных на “чистых” и нечистых”).

Выложенная плоскими камнями дорожка к вершине горы.

На вершине горы Качканар много скальных останцев, образованных выветрившимися за многие миллионы лет твёрдыми горными породами.

Окрестности горы Качканар в хорошую погоду видны на десятки километров.

Скалы покрыты серебристыми лишайниками.

На них растут молодые березки и сосенки.

Трудно поверить в то, что эти скалы – творение природы.

На вершине горы в июне местами еще сохранился снег.

И если у подножья горы цветут дикие яблони.

То на вершине – подснежники.

Мы прощаемся с монастырём Шад Тчуп Линг и надеемся на то, что это посещение не будет последним.

Качканарский горно-обогатительный комбинат, принадлежащий компании “Евраз” (ООО “ЕвразХолдинг”, Москва – EVRAZ plc, Лондон – Evraz Group S.A., Люксембург, основной бенефициар – Роман Абрамович, владеющий 30,99% акций), собирается не только снести единственный на Урале буддийский монастырь, находящийся на священной издревле горе Качканар, но и, фактически, срыть саму гору с уникальными скальными останцами, являющимися памятниками природы, ради расширения добычи железо-ванадиевых руд.

Ранее, Качканарским ГОК была ликвидирован горнолыжный комплекс, созданный ещё в во времена Советского Союза (общая протяженность трасс – 7 000 метров, перепад высот от 140 до 280 метров, пропускная способность канатного подъемника – 500 человек в час), после чего Качканар из перспективного горнолыжного курорта снова стал типичным “моногородом”, полностью зависящим от градообразующего предприятия, что на фоне массовых сокращений работников ГОК, совсем не радует жителей города.

Западный карьер Качканарского ГОК, вид со смотровой площадки.

Глубина карьеров Качканарского ГОК превышает 125 метров (проектная глубина – до 300 метров). Грузоподъемность самосвалов БелАЗ-75131 – 130 тонн.

Некоторый оптимизм внушает тот факт, что после выступления Бориса Гребенщикова в защиту единственного на Урале буддистского монастыря, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев лично занялся этой проблемой. По поручению губернатора создана рабочая группа, которая должна рассмотреть вопросы сохранения монастыря, развития туризма и горнолыжного спорта на горе Качканар.

Карты Гугла и Яндекса:

Участок дороги от шлагбаума до смотровой площадки Западного карьера Качканарского ГОК.

Участок от смотровой площадки Западного карьера Качканарского ГОК до лежащих у дороги бревен (где, повторим, сворачивать не надо!).

Участок от лежащих у дороги бревен до поворота к монастырю.

Лагерь для отшельников под прикрытием «места силы»: как и чем живут буддисты на горе Качканар

Гора Качканар – экстремальный маршрут выходного дня. Да, здесь рядом красоты природы и есть необычный буддистский монастырь на ее вершине, но опять же добраться сюда сложно, говорят, что ходить здесь незаконно, а еще случаются взрывы в карьере рядом расположенного Качканарского ГОКа .

Наслушавшись отзывов, мы решили своими глазами увидеть это место, куда почти каждый день свозят группы туристов. Посмотреть на настоящих буддистких монахов, о которых в прессе говорят, как об «обиженных олигархами». Как оказалось , туры сюда не паломнически-бесплатные. В среднем стоимость от 1500 до 2000 рублей. Часть денег платится самим буддистам за прием, поэтому автобусные экскурсии им выгодны. Они их ждут и живут этим.

– А там живут прямо настоящие буддисты? – деликатно поинтересовался я в турфирме, когда оплачивал поездку.

– Молодой человек, я вас умоляю, – скупо ответила женщина.

– Но ведь они не просто так монастырь построили?

– Кучка отшельников, что с них взять. Езжайте, сами все и увидите.

К ПРОСВЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛЕС, КАМНИ И ГРЯЗЬ

Наш путь на автобусе из Екатеринбурга начинается в 07:00 утра. До Качканара ехать больше 250 километров и чем раньше выедешь, тем раньше вернешься. Безопасно подняться к монастырю можно лишь через поселок Косья. Да и здесь скоро выставят запрещающие таблички, говорит гид, так как начинают копать новое месторождение и ходить здесь нельзя. Насколько я понял из рассказов гида, территория охраняется и есть даже опасность быть задержанным. Так что если не хотите проблем с законом, несколько раз подумайте.

В Косье, кстати, местная власть очень хочет перенести монастырь в безопасное место, сделать буддистский туризм легальным, а не подпольным, как сейчас. К этому маленькому населенному пункту ведут лишь две дороги, каждая их которых словно после бомбежки. В итоге на 25 километров тратишь около часа езды. Как сказал гид, дорогу планировали отремонтировать, но после того, как буддисты окончательно отказались переезжать, все планы по помощи остановились. Что сейчас будет – неясно. Скорее всего полиции придется выгонять их силой.

Не успели мы повернуть в сторону Косьи, как наткнулись на несколько гор мусора. Невооруженным глазом видно, что отбросы сюда свозили массово и целенаправленно. Как будто с рынка выбросили все гнилое с прилавков. В любом случае это явно не то, что надеешься увидеть по пути к «месту силы».

Следующей контрольной точкой становится местная школа, именно от нее начинается дорога, ведущая к лесополосе. Еще пара минут и мы на месте. Кстати, если решите выложить сторис или селфи то можете забыть – в тех местах практически нет сотовой связи.

В поход я взял рюкзак с водой, сменную футболку и что-то перекусить. Дорога до монастыря занимает около двух часов. Одежду и обувь надел такую, которую не жалко испачкать. В первую очередь это касается милых дам. В нашей группе были три девушки, которые уже на половине дороги окончательно убили свои белые кроссовки.

Первые 1,5-2 километра кажутся легкими, но самое сложно впереди. Вторая часть дороги состоит из сплошной дорожки из камней, грязи и поваленных деревьев.

– А откуда здесь так много досок и спиленных сосен? – запыхаясь спрашиваю я у нашего гида Сергея.

– Так буддисты уложили, чтобы самим было удобнее идти. Они же к себе на вершину таскают все на себе, ни одна техника туда не проедет, – отвечает проводник.

– Но разве они не должны беречь природу? В конце концов, они же верят в реинкарнацию и так далее…

– Правильно мыслишь, но видимо не было другого выхода.

Пройдя две трети пути, попадаем на развилку, от которой меньше 500 метров до горного плато. Поднимаешь голову чуть выше и замечаешь на вершине бело-синее здание со статуей Будды на крыше, больше напоминающее барак.

– Это и есть монастырь?

– А ты что хотел увидеть? – с ухмылкой переспросил Сергей.

– Не знаю, но явно что-то другое. Такое ощущение, что кто-то дачный участок себе решил обустроить вдали от цивилизации.

Также бросается в глаза свежеспиленные деревья. Их явно срубили относительно недавно, чтобы освободить путь к последнему подъему.

На входе в монастырь нас встречают сторожевые собаки, они явно не рады незваным гостям и громко лают. Хорошо, что они на привязи. Проходим через ворота и попадаем в общий дворик. Справа открывается вид на ступу. Рядом атмосферная доска с обращением к туристам, где написаны правила поведения.

Только на твоем лице появляется улыбка от погружения в местный каллорит, как замечаешь «вторую сторону» этого места. Строительный мусор, разбросанные инструменты и материалы. Крышей для мастерской и вовсе служит старый «Москвич». И как только они его сюда подняли? Вряд ли в таких условиях должны жить люди, тем более те, кто позиционирует себя как буддисты.

– Что же вы там встали?! – прокричал бородатый незнакомец, вышедший из здания. – Заходите в дом, пойдемте обедать. Вы наверное устали с дороги.

Перемещаться по монастырю можно лишь по узким коридорам с низкими потолками Фото: Галина Соловьева

Ну что же идем за ним. Попадаем в узкий коридор с белыми стенами и низким потолком. Очень напоминает деревенские дома. Два поворота налево и вот мы у столовой. Перед входом снимаем обувь и отправляемся на «трапезу».

БУДДИСТЫ, КОТОРЫМ НЕ НАШЛОСЬ МЕСТА В ОБЩЕСТВЕ

– За обед передаем! – говорит Павел, тот самый бородатый незнакомец.

– А сколько надо? – говорю я.

– Не вопрос, а что есть то будем?

– Гречка с мясом и сладкий чай. Можем и без мяса положить, если тушенку не ешь.

Расположившись за столом, нам раздали тарелки с едой и дали время на отдых. Словно в детском лагере. Гречка с тушенкой – дело обычное, закинул все в огромную кастрюлю, и варишь часа полтора. На вкус, конечно, так себе. Горячий чай нам зачем-то разлили в металлические стаканы, так что пить из них мы не могли минут десять.

Осматривая комнату, замечаю листок с распорядком дня местных обитателей.

Для организованных групп местные жители проводят небольшие экскурсии Фото: Галина Соловьева

Подъем в 06:00, до восьми медитация, потом работа по участку до 18:00. Затем снова медитация до 20:00. Дел тут невпроворот, около тридцати вещей, которые нужно обязательно выполнить. От растопки печи до замеса цемента.

Также на окне висит список того, что «рекомендуется приносить туристам в монастырь». В нем огромный перечень строительных инструментов и материалов, а внизу указания еды. Выбор буддистов – тушенка, гречка, сгущенка, кукуруза.

Следующее, что бросается в глаза – шкафчик с сувенирами. Четки, магниты и прочее.

– А сколько стоит?

– Четки из дерева – 300, из камня – 1500. Магниты по 150-300 рублей.

– Делаете своими руками?

– Девочки наши делают.

– Понятно. А сколько всего у вас здесь человек живет?

– Сейчас нас тут семеро, но мы не на постоянной основе.

– Ну вот так. Кто-то остается на месяц, а кто-то, как я, на неделю. И так 2-3 раза за год.

Обитатели монастыря не будут принимать в дары что попало. Есть четкий перечень того, что нужно им по хозяйству Фото: Галина Соловьева

На часах уже 14:30 и мы отправляемся на обзорную экскурсию. Павел показывает нам внутренний дворик монастыря и рассказывает его историю. Самое запоминающееся – это еще одна ступа и каркас фигуры дракона. Последний выглядит очень странно, будто его забросили делать и забыли. Но и это не так странно, как присутствие здесь девушек, в то время как монастырь позиционирует себя как мужской…

После экскурсии решаю все же поподробнее расспросить Павла про местный быт и устои.

– А как сюда попадают люди, есть какой-то отбор или двери открыты для всех?

– Отбор тут, как и всегда, только один – естественный. Если хочешь жить с нами под одной крышей, нужно следовать правилам. Соблюдать наш распорядок, ну самое главное – работать.

– Понятно. То есть и переночевать здесь можно бесплатно?

– Конечно, но в таком случае лучше с утра чем-нибудь помочь по хозяйству.

– Ты меня, конечно, извини, но ты не похож на буддиста, которых показывают в кино. Ты больше смахиваешь на владельца барбершопа . Без обид, но что ты тут делаешь?!

– Я массажист. Родился и живу в Перми . Это мой третий заезд сюда с 2012 года и я ни о чем не жалею. Поживу тут пару недель и вернусь обратно.

– То есть, вы находите здесь покой и стараетесь отдохнуть от суеты большого города?

– У каждого свои причины. Бывают тут и люди, которые вышли из мест не столь отдаленных. У многих из них ничего нет на Большой Земле, а тут они хотя бы могут жить и работать. Есть и наркозависимые, они подаются в горы, чтобы быть подальше от запрещенных препаратов.

– А ты сам не думал сюда переехать?

– Нет, я вместо этого хочу продать квартиру в Перми и купить домик в Косье, чтобы сюда мог приходить в любое время.

– А чем же ты тогда будешь на жизнь зарабатывать?

– Я хороший массажист, даже в поселке найду себе клиентов. Тем более, это же место силы!

– Оптимистично, – сказал я, не понимая, что у моего собеседника в голове .

После таких рассказов остается лишь выдохнуть и покачать головой. Как говорится: наши ожидания – это наши проблемы. Поэтому если вы идете на гору Качканар и надеетесь увидеть там глубоко религиозных людей или необычную святыню, то вас ждет разочарование.

Эта маленькая ступа из внутреннего дворика. Всего в монастыре планируют установить восемь таких, но до этого пока далеко Фото: Галина Соловьева

Здесь что-то типа лагеря для тех, кто имеет проблемы с законом, или для тех, кто не смог найти себе место и должное уважение и почтение в большом мире. Это как дачный участок на вершине горы. Причем выбрали его не так, как мы себе дачи покупаем. Кто-то ткнул палку и решил здесь строится, потому что понравилось. Я подумал, а если бы выход силы на трансибирской магистрали, на рельсах привиделся? Поезда под откос пускать?

Работа на участке продолжается в любую погоду от рассвета до заката Фото: Галина Соловьева

На обратную дорогу мы потратили на полчаса меньше, чем шли вперед. Возможно, буддизм для этих людей это только маска. Но для чего? Чтобы не платить налоги, решить проблемы с законом или закрыть все вопросы по трудоустройству? Размышляя о том, хочется ли вернуться в эти края, я отвечу – да. Но не из-за лагеря отшельников, а из-за красивой природы Урала . Она здесь везде: рядом стоящие горы ничуть не хуже, а даже красивее, так как нет мусора и ржавых машин.

Как на вершину горы Качканар затащили старый «Москвич» до сих пор остается загадкой Фото: Галина Соловьева

Буддийский монастырь “Шад Тчуп Линг”

Адрес: Качканар, Свердловская обл., Россия

Координаты: 58.777074, 59.387335

Телефоны: 8 (965) 529-27-08

Как добраться

Перед визитом в монастырь нужно позвонить в общину по тел. 8 (965) 529-27-08, сообщить о желани посетить монастырь, указав дату посещения и количество человек.

Так же принято приносить что-то в дар монастырю (продукты питания, строительные материалы). О том, что конкретно требуется на текущий момент, лучше уточнять по вышеуказанному телефону.

Если вы планируете остановиться в монастыре на ночь (или несколько), будьте готовы, что вам предложат оказать помощь монастырю (обычно это физическая работа).

От автовокзала Качканара

Направо по ул. Крылова до выезда из города. Перед ж/д мостом повернуть налево. Далее проходите между озером и карьером, после чего прямо (вдоль ж/д путей) до шлагбаума. После шлагбаума прямо до автобусной остановки “Западный карьер”, после которой дорога уходит левее. Через 100 м. будет развилка, на которой нужно двигаться прямо (есть не очень приметный указатель на монастырь). Следующий ориентир – это смотровая площадка Западного карьера. Перед поворотом на нее (направо) будет небольшая горка из сложенных камней. Далее по главной дороге идти примерно 2 часа. Есть несколько ложных отворотов, в которые идти не нужно. Для ориентира на деревьях вывешены маленькие белые ленточки. Если вы их видите – значит вы на верном пути. В конце пути доходите до дерева, которое все увешано ленточками. Там же будет указатель. К монастырю – направо. От этого пункта еще примерно 30 мин. Общий путь – около 3 часов.

Схему проезда можно так же посмотреть на официальном сайте общины: смотрите здесь

На автомобиле

Смотрите GPS координаты выше. Машину можно оставить в г. Качканар и далее пешком по вышеописанному маршруту. Так же можно оставить машину возле шлагбаума у Западного карьера, и далее пешком.

Буддийский монастырь “Шад Тчуп Линг” – единственный буддийский монастырь на Урале. Находится на горе Качканар рядом с одноименным городом в Свердловской области. Популярный паломнический и туристический центр региона.

Монастырь был основан в 1995 г. ламой Санье Тензин Докшитом (Михаилом Санниковым). Знакомство Михаила с буддизмом произошло в 1980-е гг. во время войны в Афганистане, участником которой он являлся будучи кадровым офицером. Там он видел остатки буддийской цивилизации, которая процветала на тех территориях еще до прихода ислама. После окончания войны Михаил уволился из ВС и отправился в бурятский Иволгинский дацан (село Верхняя Иволга, 36 км. от Улан-Удэ), где он стал учеником бурятского ламы Дарма-Доди Жалсараева, одного из видных деятелей возрождения буддизма в России.

Именно Дарма-Доди Аюшеевич Жалсараев указал Санье Тензин Докшиту место для постройки монастыря на горе Качканар. Название монастыря “Шад Тчуп Линг” с тибетского переводится как “Место практики и реализации”. За время своего существования монастырь стал одним из крупнейших духовных центров буддизма в нашей стране и популярной достопримечательностью. Ежегодно сюда приходят тысячи паломников и туристов.

К сожалению, в последние годы над общиной нависла угроза уничтожения. Местная горнодобывающая компания, владеющая этими землями, заявила о своих правах, ссылаясь на то, что монастырь был организован без соответствующих разрешений. Эта организация планирует превратить это уникальное место в очередной котлован по добыче ископаемых, что не только уничтожит святую обитель, но и поставит крест на уникальном природном заповеднике, коим является гора Качканар. Начались судебные тяжбы.

В 2016 г. суд обязал главу религиозной общины Михаила Санникова ликвидировать все постройки. Что, во-первых, противоречит духовным ценностям буддизма, во-вторых практически не реально сделать физически, так монастырь построен в горах и ликвидировать его вручную очень сложно. Стоит ли говорить о том, что при этом будут утрачены плоды тяжелейшего труда основателя и сотен его помощников.

На защиту общины выступила общественность, представители туристической индустрии, и просто неравнодушные люди, собиравшие подписи за сохранение монастыря. Среди них есть и известные личности, как например музыкант Борис Гребенщиков, известный своей увлеченностью буддизмом. В настоящее время властями Свердловской области приостановлено решение суда, создана рабочая группа, изучающая возможность сохранения общины.

Дорога из поселка Косья

Косья — посёлок в Нижнетуринском городском округе Свердловской области. Он расположен в пойме реки Ис у подножия горы Качканар, к северо-западу от городов Качканар и Нижняя Тура. Подъём от Косьи короче на 2 км (в сравнении с дорогой из города Качканар от КПП Западного карьера). Он немного круче, но зато с Косьи открывается отличный вид на всю гору Качканар, которого не будет, если вы решите подниматься из города.

На рис. 1 вы можете видеть, где находится посёлок Косья, город Качканар и храм на горе между ними.

Этот рисунок нужен для того, чтобы вы понимали, как деревня располагается относительно города Качканар, так как при подъезде к развилке Косья-Качканар указатель есть только в сторону Качканара (направо), а в сторону посёлка Косья (налево) указателя нет. Ниже на рис. 2 и рис. 3 вы увидите подробнее эту развилку, на которой вам нужно повернуть налево. Миновав развилку и продолжая движение прямо, вы доедете до Косьи (рис. 4).

Заехав в посёлок, вы окажетесь на ул. Ленина. Проезжая по ней, вы увидите два продуктовых магазина. Выбор в них невелик, но продукты вроде хлеба или молока можно на Косье купить только здесь (рис. 5). Продолжаете движение по ул. Ленина, после школы вы сворачиваете направо, затем налево (рис. 6). Вам необходимо добраться до дома № 3 по ул. Горная. Однако оставлять автомобили у этого дома не нужно. Припарковаться лучше всего в месте, указанном на рисунке надписью «для автомобилей».

Если у вас возникли вопросы, то вы можете зайти и узнать всё в доме, указанном на рис. 6 как «Будущая гостиница для гостей «Шедруб Линга». В нём живут члены общины «Шедруб Линга». От «гостиницы» видно начало подъёма (рис. 7), — тропинка, уходящая в лес.

Вам следует подниматься по этой тропинке, не сворачивая, вплоть до самого храма (рис. 8). Следуйте красно-белым меткам на деревьях.

Альтернативный путеводитель по Уралу

Архитектура (17)

Природа (65)

История (21)
Техноген (23)
Памятник (15)

Музей (8)

Отдых (22)

Все места (170)

Гора Качканар и буддийский монастырь

Категория: природа и история

Описание:

Интересное место для посещения. Здесь находится огромный карьер, причудливые скалы и единственный уральский буддийский монастырь ” Шад Тчуп Лин”. Высота горы Качканар 878 м.

Монастырь на вершине горы действующий. В нем живут и трудятся монахи, а также практикующие миряне. Удивляет дорога до монастыря, она выложен вручную большими камнями и бревнами. Очень приветствуется, когда приходишь в монастырь не с пустыми руками. До магазина очень далеко, поэтому любому продукту рады.

Как гласит информационный стенд – основная функция монастыря: организация и обеспечение буддийского практического процесса, а именно: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик.

На самой вершине горы стоит архитектурное сооружение “Ступа пробуждения”. Самобытная постройка с зеленой крышей и каменным фундаментом. Служит для проведения буддийских ритуалов.

Расположение:
В 8 км от города Качканар, Свердловская область

Координаты:
N 58°46,647′ E 059°23,185′

Как добраться:
По Серовскому тракту доехать до города Качканар. Далее до шлагбаума проходной Качкаранского месторождения (карьер). Проходная находится недалеко от стеллы «Западный карьер» , что стоит на въезде в город со стороны города Лесного в самом начале улицы Крылова. Автомобиль оставить у проходной. Далее двигаться пешком. Если охрана спросит куда идете. Говорите, что в буддийский монастырь. Отойдя от шлагбаума метров 100, будет развилка, идти по левой дорожке до обзорной площадки Западного карьера. До неё идти меньше километра. Далее немного спускаемся вниз, до развилки, нам дорога, которая уходит налево. Нужно идти по дороге, которая укатана машинами. Эта дорога ведет к подножию горы Качканар. Идти правее, тут увидите дорогу, которая ведет к монастырю. Она выложена большими камнями и бревнами.

Расстояние:
Расстояние от Екатеринбурга 260 км

AVTRAVELS.RU

Сайт об авто и велопутешествиях

  • AVTRAVELS.RU
  • Автопутешествия
  • Восхождение на гору Качканар к буддийскому монастырю Шад Тчуп Линг 6.11.2016

Восхождение на гору Качканар к буддийскому монастырю Шад Тчуп Линг 6.11.2016

Кто понял жизнь — тот не спешит!»

Идея этого путешествия появилась у родителей одноклассницы моего сына. Изначально хотели поехать много людей, так как в прошлом году вместе очень хорошо провели время на Масленицу в селе Арамашево. Но в итоге на старт прибыли только 3 семьи с детьми. И я считаю это благом, так как путешествие получилось не из лёгких.

Итак, наш экипаж из 4 человек выехал с дачи около 7-00. Автомобильная часть маршрута составляла около 260км. В Качканаре с ул.Свердлова и ул.Крылова выезд из города по указателю «Западный карьер».

Поставили машины около проходной «Западного карьера» Качканарского ГОК «Ванадий» и пошли по просеке параллельно основной дороге (через КПП не пускают).

Пеший маршрут около 10 км. Будьте осторожны: в начале пути нужно метров 300 идти по обочине дороги (ездят автобусы ГОКа на приличной скорости). Идти нужно вдоль линии ЛЭП, на развилках сворачивать налево.

По рыхлому снегу в гору))). Температура -3, но влажность большая. Если стоять, то быстро замерзаешь.

Примерно через 3 км есть смотровая площадка Западного карьера Качканарского горно-обогатительного комбината — одного из самых глубоких на Урале.

По ступенькам карьера ходят поезда с железной рудой.

Идём постоянно в гору. У некоторых отозвалась в душе эта надпись на бревне))).

А у детей ещё хватает энергии на игры.

На развилке уходим направо по указателю на монастырь Шад Тчуп Линг.

И вот на вершине скалы показался монастырь.

Последние сотни метров подъёма к буддийскому монастырю идут круто в гору через курумник (каменная река).

Камень с мантрой при входе на территорию монастыря.

Ворота и Ступа Пробуждения. Буддийский монастырь Шад Чуп Линг («Место практики и реализации») был основан в 1995г. ламой Санье Тензин Докшитом (Михаилом Санниковым). Более подробную информацию можно почерпнуть из видеофильмов на сайте монастыря.

Ступа «Паринирваны» и ступа «Пробуждения».

В итоге путь сюда занял 4,5 часа. Нас напоили чаем. Пообщались с обитателями монастыря. Обратно шли уже в темноте. Романтика! Хорошо, что я взял с собой налобный фонарик))).

Ночной вид на Западный карьер.

Обратно дошли с горы часа за 2. Домой приехали довольные и усталые около 24-00. Прекрасное место! Впечатления останутся на всю жизнь!

Нами остались не осмотрены местные достопримечательности: скала Верблюд, озеро, Большая вершина горы Качканар (878м). Обязательно приедем сюда в тёплое время года прокатиться до монастыря на велосипедах.

  • Лучше выезжать из дома как можно раньше или оставаться в монастыре на ночлег;
  • Обязательно брать с собой термос и достаточный запас еды.
  • Лучшая обувь для такой поездки — это валенки на резиновой подошве (покупал в «Ашане» в прошлом году за 1000р.);
  • Если нет валенок, можно купить греющие одноразовые стельки. Продаются в «Спортмастере». Это реально спасение!
  • Фонарь тоже обязательно нужен.

Смотрите другие публикации метки «Зимние развлечения».

Интересный материал? Пожалуйста, поделись с друзьями в соц.сетях нажав «ПОДЕЛИТЬСЯ»!

7 идей о “ Восхождение на гору Качканар к буддийскому монастырю Шад Тчуп Линг 6.11.2016 ”

Хотелось бы чего-то буддисского для колорита. А так, очень заманчиво, надо побывать обязательно.

  1. Глеб Кудрявцев Автор поста 11.11.2016 на 20:52

Да, место замечательное!)

Там магниты только продают за 100 руб

Да, Глеб, ламаистский монастырь на Урале зимой это стильно! Не каждый туда доберётся :)))

  1. Глеб Кудрявцев Автор поста 14.11.2016 на 18:49

Да уж!) Кроме того, весной 2017 судебные приставы грозятся снести монастырь (что-то он не поделил с Качканарским ГОКом). Так что надо успевать! Надеюсь ещё весной успею на велосипеде туда доехать!)))

Мы побывали там зимой 29 января. Классно, хотя очень тяжело до монастыря было идти, но это того стоит

  1. Глеб Кудрявцев Автор поста 31.01.2017 на 23:20

Круто! У меня есть в планах доехать от проходной ГОКа до монастыря на горном велосипеде. Я думаю гораздо быстрее будет. Надо успевать, а то его грозятся летом разобрать!

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Качканарский буддистский монастырь Шад Тчуп Линг в Свердловской области: как добраться, как живут монахи, кому туда можно приехать, принимают ли в монастырь туристов

7:15 PM / 01/03/2015

Немногие знают, что в 250 километрах от Екатеринбурга, на вершине горы, стоит настоящий буддистский монастырь Шад Тчуп Линг.

Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (в переводе с тибетского – «Место практики и реализации») основан в 1995 году в Свердловской области, на горе Качканар, на высоте 878 метров, бывшим российским военным Михаилом Санниковым. Задачу основать монастырь, а также его название и точное месторасположение Михаил получил от своего учителя, когда окончил буддистский институт в Бурятии и получил имя Лама Санье Тензин Докшит. В монастыре живут и практикуют несколько монахов и послушников, их количество в разное время достигает от 3 до 20 человек. Шад Тчуп Линг, единственный буддистский монастырь на Урале, является образовательным учреждением. По планам Ламы Докшита, монастырь будет достроен через 280 лет – к 2295 году. Строительство ведется круглогодично.

Лама Докшит, в миру Михаил Санников, бывший военный, ветеран войны в Афганистане, командир разведочно-диверсионной группы. Очень похож на простого лесного мужичка – какого-нибудь бородатого егеря или охотника. Коротко стрижен, но не лыс, все время курит «Приму». Это особенности уральского буддизма: не всех правил, принятых в буддизме, здесь строго придерживаются. Ритуалы и практики проводятся по канонам Дхармы (учения, закона, знания), но послабления есть, например, в виде курения сигарет или поедания мяса.

Послушники, как и положено монахам киношного Шао-Линя, работают над развитием тела и духа: медитируют, изучают специальную литературу, поют мантры, проводят еще какие-то непонятные несведущему практики, а также делают зарядку на улице, боксируют, качают железо. Не пацифисты, о чем говорят сразу: мол, если понадобится, можем и по лицу съездить. Рассказывают, как к Ламе подошел один из послушников: «Лама Докшит, если один ученик учит других знаниям, которые он взял не от Учителя, а из книг. » – «Что, надоел вам?» – «Да» – «По лицу его только не бей».

Вообще, особенности уральского буддизма для меня сконцентрировались во фразе, которую сказал один послушник другому во время диалога: «Ты чо, меня за Дхарму лечишь, что ли?» Дхарма – это учение, знание, закон. Но это все не со зла, а от суровых будней: дав обет послушания, они должны сидеть в монастыре полгода, не спускаясь к людям, и работать-работать и еще раз работать, чтобы достичь цели – избавиться от страданий.

Надо сказать, что к Ламе отношение почтительное, но без лицемерного поклонения или страха. Послушники обращаются к нему вежливо: «Лама Докшит». И необычно видеть, как здоровые русские бритоголовые мужики, приветствуя учителя, складывают руки у груди, кланяются Ламе и спешат дальше по своим делам.

Гора Качканар – удивительно красивое место в 20 километрах от одноименного города. Еще задолго до буддистов это место выбрали манси – для них гора была священной, на ней воинственные аборигены приносили жертвы своим богам. На вершине горы, среди каменных развалов, облепив одну из скал, стоит сам монастырь. Поднимающийся от подножья теплый воздух, встретившись наверху с холодными ветрами, покрывает все толстым слоем хрустального инея: деревья, камни, строения выглядят как из сказки. Совершенно точно, именно в таком великолепии где-то живет Снежная Королева.

Добраться до монастыря не так-то просто: автомобильная дорога заканчивается у подножия горы. Дальше подниматься нужно пешком, причем по закрытой территории: на этих землях работает металлургический холдинг «Евраз», который добывает здесь железную руду. По лесной дороге и тропам нужно пройти 8,5 км. Зимой, с тяжелыми рюкзаками, набитыми угощениями к новогоднему столу и подношениями Ламе и монахам, подниматься, мягко скажем, непросто. Начиная путь наверх еще днем, мы заканчивали его уже в темноте, выискивая в мерцающем от лунного света лесу ориентир – дерево с ленточками, у которого нужно свернуть с тропы в самую таежную глушь. И в этой глуши, на внезапно раскинувшемся просторе, среди нагромождения скал и звездного неба, вдруг видишь тускло светящиеся окна монастыря.

Начинался он с небольшой хижины Ламы Докшита, который 20 лет назад в одиночку стал строить монастырскую обитель, спускаясь вниз, в город Качканар, чтобы заработать денег и купить материалов и продукты. Сейчас монастырь – это уже комплекс небольших зданий: главный корпус в два этажа и три яруса, с гаражом, столовой, библиотекой, детской, кладовыми, алтарной комнатой, чайной и стеклянной галереей. Также есть летняя гостиница, баня, в которой удивительно было увидеть работающую стиральную машину. Тут же и вольер для скота: в разное время там живут птица, козы, корова, а сейчас обитают собаки. Во дворе стоят священные буддистские ступы, барабаны с изображениями мантр, есть место для большой статуи Будды.

В столовой, где все собираются за праздничным столом, стоит высокая влажность из-за кипящих на плите кастрюль. В комнате висит дым из печи с неправильно настроенным дымоходом, и тускло горят лампочки. Из-за этого фотографировать никак не получается, к тому же фотоаппарат, занесенный с мороза, долго не хочет оттаивать, а оптика запотевает.

Как таковых монахов в монастыре сейчас нет: ученики основателя монастыря Ламы Докшита разъехались по белу свету учиться и преподавать буддизм, живут в разных уголках России, Монголии и Таиланде. В Шад Тчуп Линге живут сам Лама Докшит, то есть учитель, и послушники. Когда мы поднялись в монастырь, последних было 11 человек: 10 мужчин и одна женщина. Возраст послушников: от 20 до 35 лет. Большинство из них – уральцы, многие из Екатеринбурга. Кто-то оставил суетный мир и уединился здесь, чтобы постигать знания, учиться (монастырь Шад Тчуп Линг – образовательное учреждение) и посвятить себя духовным практикам. Кто-то пришел сюда, запутавшись в жизненных перипетиях, чтобы отдохнуть, набраться сил, да так и остался. Например, 20-летний Роман – с Украины, студент из Киева. Он взял академический отпуск, чтобы путешествовать по России, заехал в монастырь – и живет уже здесь 2,5 месяца. Единственная на момент нашего посещения девушка Александра приехала из Беларуси, пришла в монастырь по зову сердца, ничего не зная ни о буддизме, ни о духовных практиках.

Александра говорит, что женщинам здесь очень тяжело: никаких тебе поблажек как слабому полу. Часто женщины не выдерживают и уезжают домой. Зато мужчин тут больше. Монастырь принимает представителей обоих полов, и живут они вместе. Многие послушницы в процессе обучения находят здесь себе пару, и они уходят в люди уже как семья. Остаются самые стойкие одиночки. Когда я задал вопрос, могут ли тут мужчины и женщины общаться, так скажем, очень близко, на меня посмотрели как на дурака: мол, что мы, не люди? Но в принципе, в отдельные периоды, когда послушник дает обет, он налагает на себя ряд ограничений: не пить алкоголь, не петь песни, не заниматься сексом. А вообще, послушники говорят: здесь никто ничего не запрещает, выбирай сам, зачем тебе надо делать то или другое.

Перед Новым годом все обязательно сходили в баню, попарились и помылись. Это непередаваемое чувство, когда выходишь из бани, стоящей на скале, и в двух шагах от тебя – километровая пропасть, а перед тобой во весь горизонт раскинулся седой Урал.

Традиционный Новый год в монастыре не встречают. В буддистской традиции этот праздник отмечается в феврале, с началом новолуния. А 1 января – это обычный день, только с чуть ослабленным режимом дня и большим количеством угощений на столе. Ложиться спать послушникам Лама Докшит разрешил не в 23 часа, как обычно, а за полночь. Вставать в 6 утра, как обычно, также никого не заставляли, кроме дежурных, которые должны носить воду, топить печи, готовить завтрак. В честь праздника Лама Докшит разрешил посмотреть исторический фильм на DVD. Кто не захотел, сидели в библиотеке и либо играли в нарды, вырезанные по всем правилам тюремного поделочного мастерства и с надписью «Бате от братвы», либо читали книги или что-то писали в тетрадях. Вообще, праздник прошел без телевизора, президента, хлопушек. Кто-то посмотрел на часы и сказал: «С Новым годом!». Все чокнулись кружками с чаем и принялись за еду.

В честь праздника послушников угостили конфетами: по одной каждого вида на брата (вышло по 3 конфеты) и пряниками. Также послушники приготовили салаты (оливье с курицей, что-то с сухариками и кукурузой), морковку по-корейски, картошку и жареную в печи утку. Уральские буддисты – не вегетарианцы. Они говорят, что без мяса в суровых условиях здесь не протянут. Интересный вкус местного чая – он делается на талой из снега воде и пропитывается копченым запахом хвойных дров.

Садясь за стол, все читают сутры – это что-то среднее между молитвами, мантрами и заповедями. Первым прикасается к еде Лама, за ним все остальные. Причем первую ложку пробуют сами (отдают дань Будде), а вторую складывают в специальную тарелку, которую передают по кругу – в честь всех живых существ – ее потом отдают кошке или собакам.

Послушники все время заняты трудом: строят или ремонтируют монастырь и технику, учатся и занимаются духовными практиками. Ежедневные бытовые заботы в зимнее время занимают большую часть времени: печи, баня, обеды и вода – вот нехитрый набор для физической медитативной практики. Также они много читают литературы о буддизме (не смогу охарактеризовать жанр этих книг: это одновременно и Писания, и психология, и философия), занимаются математикой и иностранными языками и с удовольствием кидают кости – играют в нарды.

Туристов здесь принимают всегда: монастырь – учреждение открытое для всех. Один из послушников, Алексей, обмолвился в разговоре, что сюда не идут, если хочется спрятаться от людей – наоборот, сюда ты приходишь к людям. За год монастырь посещают тысячи туристов. Здесь происходит постоянное общение послушников с миром. Туристы обычно знают, что в монастырь не поднимаются с пустыми руками: приносят продукты или стройматериалы (о необходимости того или иного узнают через соцсети), разные вкусности или просто пряники к чаю. Всякого, кто пришел, в монастыре обогреют, напоют горячим чаем, накормят и при необходимости уложат спать. В целом, монастырь и существует за счет туристов и бывших послушников, которые жертвуют продукты, вещи или деньги на нужды буддистской общины.

Город Качканар находится в 250 км от Екатеринбурга на север. Из него на машине или такси нужно доехать до КПП Западного карьера, это примерно в 10 км от города. Обойти по натоптанной тропинке будку охранников «Евраза» и подниматься по территории горно-обогатительного комбината по дороге вверх; дорога потом сменяется тропой, затем – просто тропкой. Лучше всего найти в интернете сайт монастыря или его страничку в соцсети «ВКонтакте», там есть описание дороги. В зимнее время на подъем уходит примерно 4 часа, в летнее можно подняться за 2.

П.С. Когда материал уже вышел на сайте, мне написала жительница монастыря. Сделала некоторые уточнения. Выкладываю ее письмо здесь:

Здравствуйте, Евгений, я жительница качканарского монастыря, меня зовут Сунгма, на момент вашего пребывания меня на горе не было. Что касается личной жизни, мужчины и женщины у нас спят раздельно, супружеские пары в отдельном от всех помещении (у нас одна пара сейчас). Сексуальные отношения вне брака (хотя бы гражданского) не приветствуются. Работаем пока вместе. В будущем планируется совсем разделить мужскую половину и женскую, просто пока условий нет. Так что в плане “что мы не люди что ли” не совсем так. Все таки мы стремимся создать настоящий монастырь, а не Дом 2. Кому хочется “большой и чистой любви”, это не к нам. Прошу как-то изменить абзац об этом, чтоб о нас не думали превратно. Также тюремные нарды с надписью про братву. ну по моему это лишнее, просто человек, принесший эти нарды, не совсем подумал, когда дарил такую вещь. У нас не приют для уголовников, мы не принимаем также должников по кредитам. пусть сначала закрывают долги а потом уже к нам.

И кстати в Тайланде очень много курящих монахов, даже не послушников! А именно монахов. Просто Будда не вносил запрет на курения, т.к. попросту никто тогда не курил. Вот этим монахи и пользуются. Я лично не одобряю курение, но. в общем, послабление это или нет, еще бабушка надвое сказала. Упущение в законе, скорее. И что касается “поедания мяса”, этим занимаются монахи Тибета, Монголии, Таиланда, Бирмы, Вьетнама и других стран. Не едят мяса в традиции дзен (Япония, Китай, Корея). В Традицииях ваджраяна и тхеравада мясо есть можно. Будда не запрещал есть мясо, он не позволял монахам есть мясо животного, которое специально убили для того чтобы поднести этому монаху.