Пещерный город чуфут кале как добраться

Пещерный город-крепость Чуфут-Кале

Крым славится обилием пещерных городов и крепостей. Согласно источникам, большинство из них возникли в 5-7 вв. нашей эры. Город-крепость Чуфут-Кале — не исключение. Его строительство началось в 5 веке, и первоначально крепость являлась византийским укреплением. Сегодня средневековый город пустует, однако он причислен к объектам культурного наследия в Российской Федерации.

Полный пансион: 4 аквазоны, шведский стол, аквапарки,

бассейны с подогревом, анимация.

Цена от: 1875 руб. / чел. в июне с полным пансионом

Из истории города-крепости Чуфут-Кале

Возведение крепости проводилось в два этапа — с 530 по 550 и с 560 по 580 года. Основной задачей стояло укрепление обороны дальних подступов к г. Херсон, а также защита стратегически важных долин — Марьям-Дере и Ашлама-Дере. Основным населением местности в те годы являлись аланы (ираноязычные племена).

Во времена татаро-монгольского ига крепость была завоевана и переименована в Кырк-Ор («Сорок крепостей»). До 15 века история города-крепости развивалась стремительно, поскольку Чуфут-Кале стала первой столицей Крымского ханства. Свою резиденцию здесь построил Хаджи-Гирей. При его правлении на территории города появился ханский дворец, расширилась мечеть, построенная при одном из предыдущих правителей — Джани-беке, было основано медресе (мусульманское учебное заведение сродни общеобразовательной школе).

На горе Чуфут-Кале долгие годы держались в плену знатные люди, за которых правители требовали выкуп. Среди них — русский посол Айтемиров, князь Ромадановский, польский гетман Потоцкий. Тяжелее всего сложилась судьба российского воеводы Шереметева. Он провел в заточении более 20 лет, а в качестве выкупа татаро-монголы требовали ни много ни мало Казань с Астраханью. Через десятки лет крымский хан осознал невыполнимость требования и освободил воеводу за выкуп в 60 тысяч рублей золотом. Увы, пленник был сильно изможден и болен. Василий Шереметев умер через полгода после возвращения на Родину.

Позже, когда татары покинули Чуфут-Кале, а столица ханства перенеслась в Бахчисарай, крепость заселили местные племена — караимы. Город стал тихой обителью для людей, которые днем занимались отделкой кожи и торговали изделиями в Бахчисарае. Ночью, выполняя указ хана, караимы возвращались в крепость и охраняли свое личное поселение.

Также при этих поселенцах разрослась сама крепость, что отразилось на названии. Чуфут-Кале превратился в Йаны-Кале («Новая крепость») и Эски-Кале («Старая крепость»). Сам город стал называться Джуфт-Кале («Парная крепость»). Есть и другое толкование слова «Джуфт» – иудейский. Большинство караимов придерживались этого вероисповедания.

Местный народ покинул эти земли к концу 19 века, после чего Чуфут-Кале опустел. Основная причина — нехватка питьевой воды. Почти все колодцы близ города пересохли, а до ближайшего источника было не менее часа ходьбы.

До революции в Чуфут-Кале проводились праздники общины караимов, молебны. Строения поддерживались в порядке, усопших хоронили на кладбище, расположенном неподалеку.

После революционных событий город-крепость Чуфут-Кале опустел окончательно. С октября 2015 года архитектурное сооружение является объектом культурного наследия федерального значения.

Город-крепость Чуфут-Кале: как добраться

Строение расположено примерно в 5,5 км от центра Бахчисарая. Сюда несложно добраться пешком, но до крепости ходит и общественный транспорт. Например, автобус № 2 от автовокзала. Выйти необходимо на остановке «Староселье». После этого придется пройти мимо Успенского монастыря вверх по тропе порядка 1 км.

Пешая прогулка — тоже приемлемый вариант. Идите по ул. Ленина, затем — по улицам Гаспринского и Басенко, после чего сворачивайте направо к музею «Ларишес». Следуя по сельской тропе, вы попадете к объекту культурного наследия.

Если вы арендовали авто или путешествуете на собственной машине, повторите маршрут, указанный на карте. Точка отправления – железнодорожная станция Бахчисарая.

Город-крепость Чуфут-Кале: фото

Строение находится в удовлетворительном состоянии, однако здесь сохранились крепостные укрепления, мавзолей, подвалы. Взглянув на Чуфут-Кале, легко представить, как выглядели другие пещерные города Крыма.

Жилые помещения строились на поверхности города, а в скалах высекались лишь вспомогательные — склады, подвалы. Исключение — тюрьма с низкими потолками.

Оборонительные сооружения являют шедевр смекалки архитекторов. Чего стоят южные ворота на входе в крепость. Даже попав через них внутрь, противнику бы требовалось пройти по узкому проходу под обстрелом лучников с башни, что было практически невозможным. К тому же, ворота не видно, пока не приблизишься к ним вплотную; выбить их тараном невозможно из-за крутого спуска на входе, а тропа перед ним резко петляет.

На востоке мини-города сохранились жилые постройки. Здесь расположен бывший монетный двор, где велась чеканка крымских монет.

С востока открывается вид на долину Ашлама-Дере и одну из высочайших точек Крымского полуострова — Роман-Кош. Восточный вход закрывает могучая крепостная стена. В подобном сооружении на было необходимости с западной и северной сторон Чуфут-Кале — плато отвесно обрывается, и штурмовать крепость под силу только скалолазам.

На фоне развалин сохранившийся мавзолей Джанике-ханым (дочь хана Тохтамыша) выглядит новостройкой. Он находится на высоте у северного обрыва.

Пребывая на территории древнего города Чуфут-Кале, можно осмотреть и другие достопримечательности:

  • — Кенасы;
  • — Небольшие храмы, в которых проводились торжественные службы;
  • — Остатки ханского дворца и мечети;
  • — Орта-Капу;
  • — Впечатляющие оборонительные ворота средней стены;
  • — Усадьбу Соломона Бейма;
  • — Усадьбу Чауш-Кобасы («Пещера начальника»);
  • — Дорогу на кладбище в Иосафатовой долине;
  • — Колодец Тик-Кую;
  • — Фундамент дворца, что возводился в 1897 году для императорской семьи.

Неподалеку от крепости Чуфут-Кале находится усадьба историка караимского происхождения Фирковича.

Туристам, посещающим город-крепость, следует выделить не один час, чтобы насладиться этим величественным строением и увидеть поселение изнутри. Представить это великолепие ярче поможет наша фотогалерея.

Город-крепость Чуфут-Кале: цена экскурсии в 2019 году

Для посетителей объект открыт с 9 до 16 часов. Помощь гида необязательна, за исключением организованных школьных групп. Стоимость входа — 300, 250 и 200 рублей (взрослые, пенсионеры, дети соответственно).

Подготовиться к визиту на объект культурного наследия надо физически. Туристам предстоит длительный подъем в гору. Желательно иметь под рукой питьевую воду, головной убор, удобную обувь. Не рекомендуется брать на Чуфут-Кале детей младше 6-7 лет — экскурсия может стать для них нелегким испытанием.

Объект находится в ведении Бахчисарайского культурного и археологического музея-заповедника. Официальный сайт: http://handvorec.ru/. Здесь можно получить более подробную информацию о городе-крепости и узнать другие условия его посещения.

Чуфут-Кале — это памятник истории и природы, величественный вид которого потрясает воображение. Здесь богатая история Крыма тесно переплетается с пещерными лабиринтами, созданными человеком и природой. Выделите день на посещение Чуфут-Кале — полученные ощущения того стоят.

Бахчисарайский район — прекрасное место для пеших познавательных прогулок. Мы с друзьями просто обожаем его цветущие сады и зеленые долины, окаймленные невысокими живописными горами. Я лично влюбилась в него с первого взгляда и навсегда. Район славится своими древними пещерными городами, вырубленными прямо в скалах на высоких столовых горах, где жили и скрывались гонимые народы, обороняясь от множества нападений. Кто только не пытался захватить Крым и установить там свое господство, какие только народы не боролись за его земли. И по сей день, надо сказать, борьба за этот лакомый кусочек земли продолжается. Самый хорошо сохранившейся пещерный город Крыма — это Чуфут-Кале. В нем сохранились не только пещерные помещения, но и наземные постройки, уже более позднего периода.

Для меня существование пещерных городов было тайной, я и не подозревала, что такие могут быть. Но, как выяснилось, жизненные обстоятельства бывают разные, и некоторым категориям граждан приходится рубить дома в скале. Посещение Чуфут-Кале было для меня откровением, после которого я долго не могла подобрать челюсть с земли. Древний город, где каждый камень дышит пылью веков. Город, спрятанный в недрах скал и хранящий еще кучу тайн, с крутыми извилистыми дорожками и удивительными панорамными видами на леса и горы Крыма. Очень впечатляет и вызывает вихрь эмоций и мыслей. В нем как нигде лучше бродить и размышлять о вечном, о связи поколений и народов. И не может не радовать тот факт, что теперь этот уникальный музей находится на территории России. Поэтому все ноги в руки, и топтать мощеные улицы древнего города!

Единого мнения о периоде возникновения города нет, но самая распространенная в различных источниках хронология такова: изначально город возник в VI в. как византийская пещерная крепость. Первые, кто поселился в городе, были алланы — воинственные иранские племена. В источниках того времени город упоминается под названием Кырк-Ор, что переводится как «сорок укреплений». В 1299 году татарская орда, периодически нападавшая на Крым, ограбила и этот город. Его мощные укрепления и оборонные стены впечатлили татар, и они сами расположили там свои гарнизоны. С XIV века в городе стали селиться караимы — беглый народ спорного происхождения. Кто-то говорит, что произошли они от хазар, кто-то — что от евреев, кто-то придерживается мнения, что караимы — это не этническая, а религиозная группа, а караизм в свою очередь — секта выделившееся от иудаизма. Мутная история, в общем. Караимов гнали ото всюду, также было и множество ограничений на их проживание в городах Крымского ханства. Поэтому они бежали в пещерные города, в которых им разрешили селиться. С тех пор город назвался Чуфут-Кале, в переводе — еврейский город. Караимы были ремесленниками, в городе на тот момент находилось множество мастерских, обслуживающих татар, в том числе и их монетный двор.

Караимы населяли город до конца XIX века. После присоединения Крыма к Российской империи ограниения на проживания караимов были отменены и потихонечку эти ребята спустились с гор и стали селиться во всех городах и поселках Крыма. На сегодняшний день существует и активно функционирует караимская община в Крыму. Потомки этого народа сохраняют и передают свой язык (во многом похожий на иврит) и свои традиции.

В настоящее время Чуфут-Кале — очень популярный туристический объект — натурный музей-крепость. В погожий день в сезон на крутых пещерных ступеньках и горных тропинках зачастую не разойтись — толпы туристов ломятся прикоснуться к древности с такой спорной и многонациональной историей.

Пещерный город-крепость находится на плато столовой горы с высшей точкой в 581 м. Под горой находятся прекраснейшие плодородные долины, с нее открываются удивительные виды на соседние горы. Скалистые склоны горы достаточно круты, лишь с одной стороны есть пешеходная тропа.

Что посмотреть

Вход на территорию города-музея платный, цена полного билета — 200 рублей, льготного — 100.

Основные объекты города отмечены на этом плане:

Бродить по руинам, пещерам и извилистым улочкам можно сколько угодно. Занятие это очень интересное и необычное. Жаль, только что в наземные постройки города не пускают и посмотреть на них можно лишь снаружи.

Зайти в город можно либо через Южные ворота, куда ведет основная горная туристическая тропка по склону, либо через Верхние ворота, куда можно доехать на УАЗике или джипе, если лень или иные обстоятельства не позволяют подняться пешком. Услуги извозчиков будут вам предлагаться на каждом шагу, начиная от остановки и до начала пешеходной тропы.

Все объекты города довольно необычные и интересные, но я расскажу про самые примечательные. По моему скромному мнению, естественно.

Пещерные помещения

Пещеры различного назначение вырубались в твердых известняках горы с самого VI века. Жилые помещения, тюрьмы, конюшни, погреба, смотровые комнаты для часовых и стрелков, склепы. Не зря город зовется пещерным. Наземные постройки появились уже значительно позже, изначально это был скрытый в глубинах скал тайный город-крепость.

В теплое время года в одном из пещерных помещений можно встретить музыканта, играющего средневековые и современные мелодии на причудливом струнно-щипковом инструменте. Очень атмосферно! И играет он, надо признать, мастерски.

Колодец Тик-Кую

Осадные колодцы есть во всех пещерных городах Крыма. Они служили укрытием для жителей города во время его осад и являлись источником воды на случай перекрытия доступа к источникам. С тюркского языка название переводится как вертикальный колодец. Грандиозные вертикальные и горизонтальные шахты, сакральные надписи, стертые ступени темных подземелий. Всякому будет любопытно. Вход в колодец платный, он не включен в стоимость билета на посещение города, на момент моего его посещения полный билет стоил 300 рублей, льготный — 150.

Вход в колодец находится на пешеходной тропе до ворот города, на склоне горы.

Караимские кенассы

Молитвенный дом или храм у караимов назывался кенасса. В городе рядом стоят две кенассы XIV и XVIII веков, довольно хорошо сохранившиеся. Внутрь не зайти, но и экстерьер их весьма занятен — древняя бутовая архитектура, интересные борильефы и оттиски на стенах.

Мавзолей Джанике-ханым

Мавзолей дочери Тохтамыш-хана, одного из Крымскох ханов XV века. Характерный образец сельджукской (родственной к османской) архитектуры. Внутрь нельзя, но можно туда заглянуть через решетку.

Наземные постройки

Хорошо сохранившиеся наземные постройки XVII-XVIII веков также представляют интерес для туриста своей необычностью и непривычностью для глаза современника. Жилые дома, оборонительные стены, ворота, руины храмов, дворцов и мечетей. Также интересна главная мощеная камнем улица, с продавленной колесницами глубокими колеями. Там же находится хорошо сохранившийся дом историка и архиолога, караима А. С. Фирковича, жившего в XVIII веке и внесшего огромный вклад в исследования и раскопки города.

В город части приезжают киношники для съемок исторических картин о самых различных эпохах и народах. И о пещерных людях, и о средневековых европейских купцах.

Караимское кладбище

За верхними воротами города, в 500 метрах от них по плато, в лесу, находится древнее кладбище караимов. Причудливых форм надгробия, исписанные эпитафиями на иврите и покрытые мхом в тенистом лес с черными деревьями стоят посещения. Мрачноватое, но атмосферное местечко. Излюбленное крымскими и приезжими эзотериками и прочими мистиками.

Как добраться

Чуфут-Кале находится в старом городе Бахчисарая, на его окраине, на конечной остановке автобусов «Староселье».

До Бахчисарая ежедневно ездят рейсовые автобусы из Ялты, Севастополя, Симферополя, Евпатории. Также, из Севастополя и Симферополя до города можно добраться на электричке. Точное расписание электричек есть на здесь, никогда меня не подводило.

С ж/д вокзала до Староселья ходит автобус №2.

С автовокзала и из центра города туда ездит множество маршруток; конечная, как правило, написана на табличке. Но лучше уточнять у водителя, идет ли она в Староселье.

Выйдя на пятачке, вы уже не заблудитесь. Куча указателей будут стоять на дороге к городу, тьма экскурсоводов предлагать свои услуги. Идти к городу нужно будет по единственной дороге вверх. Сначала мимо пещерного Успенского монастыря, а затем по хорошо натоптанной тропе, которая начинается метрах в 50 от монастыря.

Любое экскурсионное бюро предлагает организованные экскурсии в Чуфут-Кале. Все ларьки с экскурсиями, в изобилии представленные на набережных и главных туристических улицах, готовы отвезти-привезти вас, накормить, и снабдить квалифицированным экскурсионным сопровождением. Также частные экскурсоводы предлагают свои услуги прямо перед входом в пещерный город. Это, как правило, местные ребята, и доверять им вполне можно. Зачастую, они знают такие пикантные детали и интересные исторические местечки, которые неизвестны гидам широкого спектра деятельности.

Цена полной автобусной экскурсии — около 1500 рублей, частники предлагают свои услуги за 300-500 рублей.

Что касается сувениров, то их можно купить на конечной остановке «Староселье» — там небольшая площадь и рыночек, где торгуют абсолютно всем — самодельными кожаными кошельками и украшениями, турками и кофемолками, медом и магнитиками, свистульками и платками, чаем и оберегами, и многим другим. Также в лесочке на подходах к Южным Воротам города, стоят самодельные ларечки, где местные мастера также торгуют всем, что душе угодно.

Напоследок

Пещерные города-крепости встречаются нам с вами не на каждом углу. Это, почитай, не Макдональдс. Тем более такие таинственные, с богатой историей и кучей нераскрытых загадок. Будучи в Крыму грешно не посетить самый знаменитый из них. Тем более, что Крым маленький и где бы вы не отдыхали, дорога до Бахчисарая не отнимет много времени. Сооружения это уникальные и сохранилось их во всем мире не так много. Так что надо обязательно сходить поглазеть. А если эта тема затянет, то можно еще сгонять в Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Качи-Кальон — тоже пещерные города Бахчисарайского района, все разные, каждый со своей изюминкой.

Mitsubishi Pajero Sport Blue Thunder › Бортжурнал › Крым 2016. Ханский Дворец в Бахчисарае и Пещерный город Чуфут Кале.

Пора заканчивать описание поездки в Крым 2016. А то скоро уже новый сезон, а я все дописать отчеты с предыдущего не могу. Итак, в этот раз мы отправились в Бахчисарай.

Бахчисарай — город в Крыму, центр Бахчисарайского района Республики Крым, образует городское поселение Бахчисарай. Бывшая столица Крымского ханства и Крымской Народной Республики. Столица крымско-татарского народа. Название переводится с крымскотатарского, как сад-дворец.

Я был уже тут пару раз, но решил освежить воспоминания. И не разочаровался! Все очень красиво и ухоженно. Сходили на экскурсию по Ханскому дворцу. Экскурсия за прошедшие годы не изменилась.

Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.

Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.

Долго в городе мы не задерживались потому как основными нашими целями сегодня были Пещерный город Чуфут Кале и Пещерный город Тепе Кермен.

Многие ходят туда пешком. Другие же нанимают местный УАЗ, который довозит их прям к задним воротам в город. Мы же поехали туда своим ходом. Дорожка вполне сносная и доступна для большинства кроссоверов.

Чуфут-Кале — средневековый город-крепость в Крыму, расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Объект культурного наследия федерального значения.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.

В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале». Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Город делится на более современную и более древнюю (пещерную) части.

Чуфут Кале — пещерный город

Город-крепость, который в современном мире представляет интерес исключительно для туристов,в нем когда-то жили люди, происходили интересные события, важные мероприятия, теперь он пуст. Этот пещерный город называется Чуфут-Кале. Пик активности и процветания в этих пещерах пришелся на VI-XIX века.

По этой причине его можно назвать настоящим долгожителем. В разные времена он принадлежал: Золотой Орде, хазарам, крымским татарам, гото-аланам и России.

Месторасположение

Чуфут-Кале расположен среди горного плато Бурунчак. Ближайший населённый пункт – Бахчисарай, 2,5 км. С одной стороны города крутые скалистые горы, с другой – плоская вершина, откуда и простирается пешеходная тропа.

Самая высокая точка Чуфут-Кале – 581 метр. Сегодня это объект культурного значения, признанный не только на уровне России, но и во всем мире.

Историческая справка

На самом деле, относительно времени происхождения города идут споры по сегодняшний день. До сих пор ни одному историку и исследователю не удалось установить ее. Некоторые придерживаются мнения, что поселение возникло в X-XI веках, другие говорят о VI веке, существуют и другие теории. В любом случае – это руины величественного укрепления и жилого поселения.

Историки сходятся во мнении, что основателями все же были аланы. Этот народ имеет иранское происхождение и начал проникать на территории Крыма со II века до н. э. Со временем они приняли христианство и занимались на полуострове самыми обычными делами: животноводством, ремеслами и земледелием. Но лучше всего у них получалось торговать. Хотя об этом народе практически ничего не известно. Есть несколько аланских летописей, где упоминается крепость, недалеко от Херсона, скорее всего, речь идет о Чуфут-Кале.

Новая часть появилась во времена правления татар на полуострове. Тогда, в XIV-XV веках подселили сюда караимов, которые были ремесленниками и возвели вторую оборонительную стену – новую часть города.

Первый крымский хан появился на этих земля в XV веке – Хаджи-Гирей. Он сделал старую часть своей укрепительной резиденцией. Эта часть Чуфут-Кале длительное время выступала в этой роли. В конце того же века, в стенах старой части заточили литовского посла Леза, а через два века – гетмана Потоцкого. В последующие столетия здесь томились в застенках многие политические деятели из разных стран, включая князя Ромодановского и Василия Грязного.

В итоге в городе остались только караимы, которые являются потомками тюрко-хазарских татар. После ухода татар, на этих землях караимы так и остались.

С присоединением полуострова к Российской империи караимы полностью признали ее власть. Постепенно начали переселяться в более комфортные условия, в другие поселки: Бахчисарай, Евпаторию. В XIX веке город полностью опустел.

Происхождение названия

Примерно в VIII веке, караимы приняли иудейство. Когда пришли татары, из-за иудейской веры местных жителей, их воспринимали евреями. Именно татары дали название городу Чуфут-Кале или «Иудейская крепость». Спустя несколько столетий, они так и остались последователями ветхозаветной Библии, последователи которой полностью отрицают талмуд.

Но, Чуфут-Кале – это не единственное название поселение. Пожалуй, это единственный город Крыма, у которого есть несколько «имен».

В некоторых летописях, город называют Кырк-Йер – «Земля Рода Кырков». Другое наименование «Кырк-Ор», что в переводе переводится «сорок укреплений».

У арабского географа Альбуфреда, город значится как Джуфт-Кале или «двойная крепость». Возможно, что сохранившееся название является лишь искаженным «именем».

Некоторые историки уверены, что упоминающийся в летописях город Фуллы – это именно Чуфут-Кале. Известно, что Фуллы возвели в I веке, и он был пещерный, а возвели его именно аланы.

Современный облик

Чуфут-Кале – это настоящий памятник, позволяющий ознакомиться со многими этапами истории Крымского полуострова. Старая часть города является ярким образцом раннесредневекового фортификационного сооружения. Помимо этого, он несет не только архитектурную ценность, но и является нерукотворным пещерным лабиринтом, расположенным на горном плато, к которому ведет извилистая горная тропинка, откуда открывается уникальный вид на природные ландшафты.

В целом в Чуфут-Кале насчитывается 170 пещер. На самом деле, люди в них не жили. Рядом возводились жилые дома, а в пещерах были хозяйственные постройки, подвалы. Исключением является лишь темница, в которой удерживали много известных личностей.

В городе постоянно проводятся археологические раскопки. Удивительно, но даже 20 лет назад здесь нашли подземный тоннель. Хотя пока непонятно, это сооружение имело религиозное значение или это был лишь путь к колодцу. Буквально через пару лет после этой находки, исследователи откапывают клад. В горшке обнаруживают тысячи монет, золотых и серебряных.

Главные достопримечательности

Северо-западная часть плато славится настоящим мавзолеем царицы Джанике-Ханым. Считается, что ее здесь захоронили еще в XV веке. Она была дочкой хана Тохтамыша. Известен он по завоеванию Москвы в 1382 году.

Великолепно сохранились кварталы караимской общины. Даже не сильно стараясь, можно обнаружить полностью целые постройки, которые были возведены несколько столетий назад.

Южные ворота имеют необычную планировку. Уникальность в том, что их совершенно невозможно заметить с равнины. Предстают ворота перед взором только, когда приблизишься к ним практически вплотную. Но даже если врагу удавалось проникнуть к воротам, пробить их, то дальше их ожидало огромное разочарование – узкий коридор, который со всех сторон простреливался.

В 1958 году в городе проводились раскопки и был обнаружен водопровод. Через проем в воротах проходили трасса с гончарными трубами. Поставки воды осуществлялись из близлежащих пресноводных источников. Воду из водопровода использовали для питья, а для хозяйственных нужд, воду собирали в специальные бассейны от дождей и снега.

Старая часть города была ограждена воротами высотой в 5метров. Около новой части Чуфут-Кале, оборонительное сооружение уже возводили караимы, и по всей вероятности, перестраивали несколько раз.

На территории города сохранились руины двух караимских кенасов или молитвенных домов. Одно строение датируется XIV веком, другое – XVIII. Расположены они в старой части города, в верховье Иосафатовой долины, недалеко от кладбища.

В хорошем состоянии две усадьбы: Фирковича и Чал Борю. В одном доме даже работает экспозиция, повествующая о жизни и развитии караимов.

Кстати, на кладбище караимы не рубили дубы. Эти деревья считались священными. Само кладбище называли «Балта-Тиймез», то есть топор не коснется. Здесь еще можно увидеть «двурогие» и «однорогие» надгробия. Есть плиты из известняка, мрамора, а все надписи нанесены на иврите. Именно этот язык использовался для религиозных обрядов.

Интересные факты

Караимы – самый малочисленный народ в мире. Настоящее родовое гнездо этого народа в Чуфут-Кале. Их обряды и стиль жизни очень схожи с обычаями тюркского народа. Они по сегодняшний день исповедуют иудаизм, и для них самым священным местом является дубовая роща около Чуфут-Кале.

Интересный факт, что дома в новой части города практически все двухэтажные. На первом этаже содержали скотину и сооружали склады, на втором – жили. В качестве отопительных приборов использовали камины и открытые жаровни. А продукты хранили в пещерах. Достоверно установлено, что все самодержавцы, кроме Павла I, побывали здесь, а так же многие писатели, художники и другие известные личности: Грибоедов А., Жуковский В., Крамской И., Серов В., Репин И., Куприн А. и другие. Владимир Набоков в своем произведении «Ада» даже упомянул это место.

В XVIII веке, когда город процветал, здесь был монетный двор, а домохозяйств насчитывалось – более 500.

В 1787 году Чуфут-Кале посетила Катерина II, которая провела здесь целую ночь. Хотя некоторые историки настаивают, что это всего лишь легенда.

В конце XIX века город полностью опустел и здесь проживал только смотритель со своей семьей.

Как добраться

Чуфут-Кале расположен ближе всего к поселку Бахчисарай, на высоте 600 метров. До поселка 2,8 километра. К городу ведет 4 пути, но 3 из них по отвесным скалам.

Координаты Чуфут-Кале GPS N 44.741298, E 33.920656.

Из Бахчисарая к пещерному городу ведут практически все дороги. Даже если не следовать многочисленным указателям, то дорогу до Чуфут-Кале невозможно пропустить. Самый распространенный путь пешком: от улицы Ленина до Старосельской, после выхода на широкую дорогу остается пройти буквально 600 метров и на пути встает перед взором – скальный Успенский монастырь, который до сих пор действует и является настоящей святыней христианства.

Именно от него и ведет тропинка к Чуфут-Кале. Дорога немного под уклоном, в среднем на подъем в гору уходит не более 30 минут.

А если немного повернуть вправо от монастыря, то можно попасть на древнее кладбище. Место жуткое, но очень интересное своими уникальными архитектурными надгробиями.

Из Бахчисарая до Чуфут-Кале можно добраться на джипах, естественно, на платной основе.

Заключение

Чуфут-Кале – это возможность погрузится в раннесредневековую атмосферу, увидеть древние сооружения и пещеры в горах, которые использовались в хозяйственных целях. Пройтись по каменному городу, осмотреть руины жилых домов и храмов. Можно узнать много интересного об одном из самых малочисленных народов в мире – караимах.

Пещерный город Чуфут-Кале

Экскурсия в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае: история и достопримечательности. Где находится, как добраться, что посмотреть во время экскурсии.

Содержание:

Древний пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае входит в «золотой фонд» достопримечательностей Крыма. Он находится в ущелье Марьям-Дере, что в трех с половиной километрах от Бахчисарая. Это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, пользующийся наибольшей популярностью у туристов. Данный архитектурный памятник обладает особой энергетикой.

«Иудейский город» Чуфут-Кале

Панорама пещерного города Чуфут-Кале

Экскурсия на Чуфут-Кале — одна из популярнейших в Бахчисарае

Древние камни хранят память о давно минувших временах. Посещение Чуфут-Кале с его загадочными горными пещерами это — уникальная возможность прикоснуться к древней истории и ощутить себя в потоке великой и таинственной реки времени, впадающей в вечность.

Великолепные пейзажи, открывающиеся с верхних точек города, только усиливают эти невероятные переживания, больше похожие на медитацию, чем на обычные эмоции.

В переводе на русский язык «Чуфут-Кале» означает «иудейский город». Но это не первое название древнего поселения. Татары, проживавшие здесь в период 13-17 вв., называли его «Кырк-Ер», что переводится как «сорок замков». В результате археологических раскопок и исторических исследований ученые установили, что город был основан в 8 веке, а первые поселенцы (готы и аланы) пришли на эти земли Крымского полуострова еще раньше.

Пещерные города возникали в древности не просто так. Времена тогда были неспокойные, а набеги кочевых племен — обычным делом. Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов, которые было намного сложнее взять штурмом, чем города на равнинах. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке и просуществовали до конца 17 — начала 18 вв.

Чем интересен Чуфут-Кале

На фото: древний город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале уже несколько столетий является мертвым городом. К настоящему времени эта достопримечательность Бахчисарая сохранилась лишь частично.

Большая часть города лежит в руинах. Но многие постройки разрушены не полностью, а некоторые отлично сохранились для своего возраста. Это караимские молельные дома — кенасы Большая и Малая, которые являются не только ценными памятниками архитектуры, но и дают представление о религиозных традициях караимов. Из нескольких сотен жилых строений полностью сохранилось лишь одно. Сегодня в этой усадьбе открыт музей А. Фирковича — известного просветителя и выдающегося культуролога.

Большой интерес представляет и мавзолей Джаныке-Ханым — дочери легендарного хана Тохтамыша. С личностью этой женщины связано несколько легенд и преданий. Мужества и самоотверженности Джаныке-Ханым было не занимать. Историческим фактом является то, что отважная женщина спасла жителей города во время одной из вражеских осад – она всю ночь напролет носила людям воду в маленьком кувшине, которую набирала из горной расщелины, а под утро умерла от потери сил.

Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке.

долинами.По легенде, наутро в осажденном Чуфут-Кале образовалось настоящее горное озеро с питьевой водой. За мавзолеем 15 века до сих пор растет дерево-долгожитель, корни которого, как гласит предание, уходят в самое сердце Джаныке. Говорят, если обнять это дерево и искренне загадать желание, то оно непременно исполнится.

История Чуфут-Кале

Если не включить воображение, то трудно представить, что когда-то на месте этих руин жили и трудились люди. Поселенцы выращивали фрукты на расположенных поблизости плодородных землях. Особенно было развито виноградарство. Также они занимались различными ремеслами, в частности — чеканкой монет. А в 1731 г. именно в Чуфут-Кале начала работать первая на полуострове Крым типография. Были хорошо налажены и торговые связи с Бахчисараем.

Древний город представляет собой огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря — сразу над тремя долинами.

Что можно увидеть на Чуфут-Кале? В первую очередь — пещеры.

Стоянка авто у подножия гор: место начала экскурсии

Когда-то эти пещеры использовались в качестве жилых домов, хозяйственных, рабочих и складских помещений. Город никогда не страдал от эпидемий чумы, тифа и холеры, так как находился на большой высоте. Целебный воздух гор в буквальном смысле спас жизни тысячам жителей Чуфут-Кале. И сегодня его посещение — не только увлекательный исторический экскурс, но и полезная оздоровительная прогулка.

История этой крымской достопримечательности очень богата. Есть в ней и мрачные периоды. Несколько пещер в 16-17 вв. использовались как тюремные камеры, где томились в ожидании своей участи многие узники, в число которых входили польский гетман Андрей Потоцкий, литовский посол Лез и Василий Грязной — опричник Ивана Грозного, впавший в немилость кровавого царя. Больше двадцати лет в пещерном заточении провел В. Шереметьев — полководец, проигравший в 1660 году сражение с татарами. На свободу он вышел полностью ослепшим, измученным старцем и скоро скончался.

До сих пор в тюремных пещерах можно увидеть углубления, где были закреплены цепи, которыми сковывались узники. Каменная скамья в одном из подземелий имеет полукруглую выемку. Это говорит о том, что скамья использовалась для обезглавливания приговоренных к смертной казни.

Для осмотра Чуфут-Кале логично будет выделить целый день — там есть, где погулять и что посмотреть. На подъем и спуск также потребуются силы. Удобно в этом случае забронировать недорогой отель в Бахчисарае, и следующий день посвятить осмотру других достопримечательностей.

Другой способ увидеть Чуфут-Кале — купить организованную экскурсию из Ялты, Севастополя, Евпатории и других городов Крыма. Минус в этом случае только один — ограничение по времени, как это нередко бывает на экскурсиях.

Чуфут-Кале: пещерный город в поднебесье

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале

Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.

После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.

Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.

Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Видео обзор:


Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.

Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.

К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.

Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Чуфут-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота

Как я лазила на Чуфут-Кале 🙂

И вот, наконец, Бахчисарай! Проехав по узким улочкам старого города.

. мы припарковались на площадке у живописных скал, откуда начинается путь наверх, к Чуфут-Кале.

После первых 10 минут подъема вверх по дороге мы дошли до еще одной достопримечательности здешних мест – Свято-Успенского мужского пещерного монастыря. Он помоложе Чуфут-Кале, но ему тоже немало лет, вроде бы первые кельи в местных пещерах греческие монахи-отшельники начали себе устраивать века с девятого, а как монастырь он существует примерно с 15-го.

Жизнь в святом месте вполне себе кипит – монастырь продолжает активно строиться и расширяться.
И уже застраивает другую сторону балки Марьям-Дере.

Это тоже стройплощадка.

А вот тут будет монастырская пасека.
На вопрос, для кого строится этот мост, рабочие ответили нам: “Для пчёл!” 🙂

Но нас еще ждет долгий подъем на Чуфут-Кале.
Поэтому оставим монастырь за спиной.

. и отправимся дальше. Первые минут 10 дорога более-менее ровная и даже асфальтирована.
Да и подъем пологий, щадящий наши непривычные к таким нагрузкам организЬмы.

Но за территорией монастыря асфальт скоро заканчивается, дорога становится каменистой тропой, которая довольно резво лезет вверх по горе. Подъем на вершину занят около часа. Сперва мы шли неширокой тропинкой через лес – вот этот самый, в балке, между двумя горными склонами.

Но лесная часть дороги в благословенной тени закончилась.Тропа выбралась из лесистой балки начала карабкаться вверх по почти лысому склону.
Жара в тот день была под 30 и солнцу ближе к вершине уже ничто не мешало нас поджаривать. 😉

Ну и мы карабкались вместе с тропой. Пыхтя, как паровозы, спотыкаясь на камнях и обливаясь потом.

Но наша цель была уже видима и близка – и это придавало нам бодрости !

До южных ворот Чуфут-Кале.

Насколько я поняла из рассказа экскурсовода, пещерные крепости вроде Чуфут-Кале (а их в Крыму немало) в древние времена не были постоянными местами обитания. Люди жили рядом, в плодородных долинах, а наверх, в горные крепости уходили только в случае опасности, когда приближались вражеские войска. Тут постоянно стоял гарнизон, сохранялся запас воды и продовольствия на случай войны и можно было очень долго выдерживать осаду. Но постепенно горные крепости становились цитаделями правителей – в них принимали послов, чеканили монеты, держали в заключении знатных и богатых пленников. И постоянное население здесь сильно выросло. Крепости превратились в пусть небольшие, но города.

Войдя в ворота, можно отдышаться и себя чуть-чуть в порядок привести после долго подъема. 🙂
Правда, в древние времена, если незваным гостям, штурмовавшим крепость, удавалось побиться в этот узкий коридор-мешок за воротами, защитники сверху встречали их стрелами, кипятком и прочими прелестями. Кажется, эта крепость никогда не была взята штурмом.

Хозяевами крепости на на протяжении веков были самые разные правители – аланы и хазары, татары и караимы. При татарах она называлась Кырк-ор. А Чуфут-Кале этот горный город стал именоваться с 17 века, Это название переводится как “иудейская крепость”. А все потому, что основным населением ее к тому времени стали караимы – тюркский народ с собственной специфической религией. Караимы – иудаисты, они почитают Ветхий завет, но не признают Талмуд. И уж точно не считают себя евреями. На свое счастье они сумели доказать это в 40-х годах прошлого века немецким оккупационным войскам, посчитавших было караимов подвидом еврейского народа со всеми вытекающими. В итоге немцы их не тронули.

В горном городе несколько этажей-уровней. Мы сейчас на нижнем, первом после ворот.

И начинаем подниматься на следующий уровень, жилой.
Дорожка туда узкая, крутая, извилистая. Вдоль нее высятся защитные стены. Сделано все, чтобы облегчить защитникам крепости их работу.
Ступени давно осыпались, идти надо очень осторожно, а то можно и ноги переломать.

Или даже шею себе свернуть. Потому что дорожка проходит над обрывом, высота уже там ого-го, полезешь не туда – и привет горячий. Экскурсовод поведал, что за три дня до нас один излишне рьяный и неосторожный турист решил пофоткаться на самом краю, оступился и таки рухнул вниз. Уж не знаю, пугала она нас для острастки или как, но вполне могу поверить ей на слово. Это я с тропы на “верхний этаж” фотографировала – и ни-ни, не подходя к краю! Впечатляет высота, правда? Падать тут далеко и жестко.

Ну вот, наконец, мы и до “жилого” этажа добрались!

Вершина горы оказалась почти плоской.

И на ней расположились самые разные строения.
Жилые дома (с отдельным помещением для дам), культовые сооружения.

И даже мавзолей местной татарской царевны 15 века из рода Чингизидов.

Уже в 16-м веке в этого городе на горе постоянно проживало немало людей. У него было несколько оборонительных стен, проложены вымощенные камнем улицы, по которым ездили телеги и верховые. На вершине было множество жилых домов, богатых усадеб, хозяйственных построек.
В здешних усадьбах были и свои погреба – глубокие и вместительные. Это просторные пещеры, в которые спускаешься по крутой, узкой лесенке. Свидетельствую – там реально холодно даже в очень жаркий день!

Говорят, там не только провизию держали, но, порой, и пленников. Бедняги, тогда я им не завидую, долго они не жили, если так. Потому что реальный дубняк и очень влажно. Только и радости, что из подвальных окошек на красивые виды полюбоваться.

К нашему времени сохранилось от большого и населенного города, к сожалению, мало. По крайней мере, на поверхности и в целости. Но археологам там еще копать и копать.
Хотя вершина этой горы была постоянно обитаема еще и в 19 веке. Караимский ученый Авраам Фиркович устроил себе жилище в таком вот симпатичном домике 18 века и прожил там до середины 70-х г. XIXв.

Я могу его понять, у дяди был хороший вкус: дом стоит на краю обрыва и из его окон открываются потрясающие виды на окрестности.

Вообще, даже только ради одних видов на Крым, открывающихся с вершины Чуфут-Кале, стоило карабкаться на эту гору!
Зацените сами!

Чуфут-Кале. Пещерный город в Крыму

История города

Город-крепость Чуфут-Кале был построен в 6 веке (по другим источникам в 9), расположен в 2.5 км от Бахчисарая в тихом укромном месте, затерявшись в лесном массиве.
Уникальность этой постройки в том, что, в отличие от других крепостей, например, как Генуэзская, Чуфут-Кале не стояла грозно на виду у всех, наводя страх на врагов. Чуфут-Кале так надежно прятала в каменной толще обитателей, что неприятель, подойдя к ней, либо оказывался на виду перед неприступными скалами и попадал под удары ее защитников, либо пропадал в ловушках лабиринтов при попытке проникнуть внутрь пещерного города.

В 16 веке население укрепленного города составляло около 4 тысяч человек и состояло, в основном, из аланов и готов.

За свою историю Чуфут-Кале никогда не была взята штурмом и избежала захвата и разрушения от набегов кочевников в отличие от других городов-крепостей Крыма.

Несмотря на это, крепость поменяла много хозяев, которые постоянно ее достраивали и совершенствовали. В разное время город принадлежал аланам, хазарам, Золотой Орде, крымским татарам и, наконец, России. Практическая неприступность города обеспечила ему самую долгую жизнь на полуострове: с 6 века до 19 века. В целом Чуфут-Кале представляет собой самый настоящий пещерный город со сложной системой коммуникаций.

Количество пещер насчитывает больше полутора сотен, но точное количество никто не знает. Пещеры переходят одна в другую, часто пересекаясь на разных уровнях. Здесь есть жилые пещеры, есть для скота и хранения разнообразных запасов.

Наверху, на плато, был построен еще город, в котором хорошо сохранились каменные улицы с выбитыми глубокими колеями от повозок и разнообразные постройки из известняка. Здесь мы видим дома с подвалами, мавзолей, крепостные сооружения. Все вместе это составляло превосходно укрепленный, неприступный для врагов, комплекс.

Авиабилеты Москва — Симферополь ищите на этой странице.

В этом городе, как в историческом фокусе, сплелись различные культуры и цивилизации. В период Татарского Ханства город был заселен караимами, народностью, исповедующей иудаизм. Поэтому и сам город был назван «Чуфут-Кале», что в переводе означает «Иудейский город». Это название вошло в обиход и упоминается в литературных источниках с конца 19 в.

Раньше пещерный город назывался «Кырк-Ерк», что на русском звучит как «Сорок братьев». Следует отметить еще оду небольшую народность, населявшую крепость — крымчаки, чьей религией являлся ортодоксальный иудаизм. После того, как в 17 в. был построен город Бахчисарай с прекрасным ханским дворцом, Хаджи-Гирей, первый крымский хан, покидает Чуфут-Кале и больше туда не возвращается. А в городе продолжают жить караимы вплоть до 1852, когда исчезла из колодцев пресная вода, что заставило их переселиться в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.

Хорошо сохранившийся город продолжает привлекать туристов, поражая их воображение первобытной красотой крепости, строительным мастерством и трудолюбием, населявших его людей. Человек вместе с природой создал уникальное творение, полное загадок и тайн, из которых и сейчас складываются легенды.

Чуфут-Кале на карте Крыма:

Как добраться до пещерного города.

Если вы передвигаетесь по Крыму не на собственном автомобиле, из ближайших городов, Ялты, Евпатории и Севастополя, доехать до крепости можно только через Бахчисарай.

Эти города соединены с Бахчисараем автобусным сообщением.
Автобус до Чуфут-Кале отправляется от Железнодорожного вокзала. Маршрут №2. Вам надо выйти на остановке «Старолесье» и пройти пешком еще около 1,5 километров.

Расстояние до пещерного города от Бахчисарая – 4,7 километров, от Севастополя – 58.
Для тех, кто едет в крепость на автомобиле с навигатором, координаты GPS: 44.741028, 33.924467

Часы работы:

С октября по апрель сооружения доступны для посещения с четверга по понедельник с 9.00 до 19.00
С мая по сентябрь график работы иной: среда-понедельник с 9.00 до 19.00

Стоимость входа:

Взрослый билет: 200 рублей
Дети от 6 до 16 лет: 100 рублей
Дети до 6 лет – бесплатно.
Стоимость приведена мной на 2015 год. Не думаю, что в этом году что-то сильно изменилось.

Экскурсии в Чуфут-Кале возят из многих городов и курортных мест.

Ого, впервые слышу про такую крепость. Вот что значит, только море интересно и побережье. ) Спасибо за интересную инфу.

Очень хороший исторический обзор,прочитал с удовольствием. Может кто из посетителей сайта уже был там и сохранились фото? Делитесь фотографиями )

Читать было интересно,спасибо. Сохранила в телефоне, отпуск в сентябре,еду к подруге в Фурмановку рядом с Бахчисараем. Может доведется сходить на экскурисию.

Действительно очень красиво, дух захватывает. Стоит побывать и посмотреть своими глазами.

Подскажите пожалуйста, график работы со среды по понедельник, или в среду и в понедельник?


Считаю: кто не бывал в Чуфут-Кале, тот и Крым не видел.
Это место поразило нас так, что стало самым ярким воспоминание о Крыме.
Чуфут-Кале — это древняя крепость, пещерный город. Находится на восточной окраине Бахчисарая, до которого можно добраться на маршрутке как с Симферополя, так и с побережья. Добраться от Бахчисарая до Чуфут-Кале можно только пешком, но прогулка на ущелью не только легкая, но и приятная, т.к. по пути можно увидеть кучу достопримечательностей.

Вот координаты места, где экскурсионные автобусы высаживают туристов и начинается пешая тропа:

Через сто метров справа вы увидите настоящий пещерный монастырь, где и кельи монахов, и хозяйственный помещения, и сам храм расположены внутри скалы. Это Свято-Успенский пещерный монастырь.
Кроме монастырского комплекса, на его территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов.

Урочище, по которому вам предстоит пройти называется Марьям-Дере или Ущелье Марии, протяженностью больше 2 километров, условно разбита ни три части.
Первая часть со стороны Бахчисарая относится к мужскому монастырю, вторая (средняя) часть возле Чуфут-Кале, в этой части долины находится и караимское кладбище, третья часть служила местом поселения караимов, ее называют Иософатова долина.

Ну вот первую часть ущелья мы проходим и урочище становиться немного шире. Слева в стенах скалы начинают встречаться остатки некогда обитаемях пещер. По тропинке поднимаемся наверх и перед нами предстает пещерный город-крепость Чуфут-Кале и малые (южные) ворота.

Но не спешите ее исследовать, сначала осмотрите невероятное сооружение у ее стен.

Колодец у крепости «Чуфут-Кале»

Крепость была построена на обособленном плато, где нет естественных выходов подземной воды.
Несмотря на отсутствие в крепости естественных выходов подземной воды город существова сотни лет. Питьевую воду в крепость доставляли из находившихся неподалеку источников, а для технических целей тщательно собирали атмосферные осадки. Почти в каждом доме, к каждой усадьбе имелись бассейны, наливные колодцы и другие емкости для воды. Однако из легенд, преданий и книг было известно, что в периоды осады воду брали из скрытой гидросистемы, сведения о которой являлись тайной. Даже когда крепость утратила оборонительное значение, эту тайну караимы передавали из поколения в поколение.
Опираясь на сведения письменных и устных источников, спелеологи начали поиски.

Незначительное углубление с растущим на его краю деревом оказалось засыпанным устьем колодца, вскрытого в августе 1998 г. Глыбы породы и грунт из колодца вынимали в течении 3 лет. После расчистки перед спелеологами предстала грандиозная 108-метровая ступенчатая галерея высотой до 2 и шириной до 2.5 метров. На стенах обнаружили высеченные план подземелья и фигурки людей.

На глубине 27 метров колодец расширился и показался винтообразный каменный спуск, который по мере расчистки привел к обширным резервуарам на глубине 40 метров от поверхности.
Так было открыто мощное, самое большое в Крыму и далеко за его пределами гидротехническое сооружение, служившее для водоснабжения крепости при осаде.
20 марта 2002 г. в нескольких метрах от входа в подземную систему сотрудники центра спелеотуризма «Оникс-Тур» обнаружили огромный клад средневековых монет.

Керамический горшок был наполненный небольшими серебряными и золотыми монетами. Величина клада поразила бывалых археологов — 4250 монет общим весом более пяти килограммов. В горшке находилось 29 золотых венецианских дукатов и золотой динар египетских султанов (первая треть XV в.). Серебро клада (XIV—XVI вв.) представлено джучидскими дирхемами, монетами генуэзско-крымской чеканки города Кафы (ханов Мухамеда, Довлата-Бирджи и Хаджи-Гирея), города Крым золото-ордынского хана Узбека, а также монетами Кырк-Ора чеканки Менгли-Гирея и Хаджи-Гирея. По месту находки — у стен Кырк-Ора (старое название Чуфут-Кале) этот самый большой известный в истории Крыма клад назвали «Кырк-Орским». Сейчас клад демонстрируется в краеведческом музее в Симферополя.

Обязательно спуститесь на дно этого колодца. То, что вы там увидите вас обязательно впечатлит.

Пещерный город-крепость Чуфут-Кале

Попасть в город можно через малые Южные ворота. Эти ворота называют также «потайными» — они не видны, пока не приблизишься к ним вплотную.
Координаты:
44°44’28.17″С
33°55’16.14″В

Сразу у входа есть табличка с планом крепости. Чтобы понять куда вы попали, нужно узнать кто такие караимы, почему они жили в такой странной местности, и что с ними случилось, что они покинули Крым.

Чуфут-Кале: название переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость». Караи́мы — этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы, тем не менее, традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма.

Караимы поселились в Крыму в XIII веке. Главным центром караимов Крыма был Чуфут-Кале. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, ещё при Екатерине II, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило им стать крупными землевладельцами и промышленниками.

Город Чуфут-Кале возник в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений, в ту эпоху он носил название Фуллы. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. Легенда приписывает этому укреплению также имя Гевхер-Кала — «Драгоценная крепость». Якобы став ее хозяевами, золотоордынцы украсили все ее стены и ворота драгоценными камнями. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они составляли уже большую часть населения города.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая, он основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда.

В крепости остаются жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков, на них было наложено ограничение, которое запрещало им покидать город и селиться где-либо еще. Топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале».

Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя. Караимы до последнего хранили верность выжженным солнцем плато, но жить там было все тяжелее и тяжелее. Вот так прозаично кончилась история города: его никто не завоевал, он не был разрушен стихийным бедствием. Просто его жители нашли более удобные места для проживания. Сейчас караимы расселились почти по всему миру.

В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения:

руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки:

Она была женой последнего золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея. С ее именем связано множество легенд крымско-татарского народа.
Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма):

и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов, В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874):

В жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор.
С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена. С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: плато здесь отвесно обрывается вниз.

Обязательно посетите хозяйственную пещеру («темницу»). Именно в ней содержали знатных пленников, среди них: литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной, русский посол Василий Айтемиров, князь Ромодановский, но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы Василия Борисовича Шереметева. В битве под Чудновом он был захвачен и тайно перевезён в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале. В общей сложности он провел там двадцать один год. Четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, и каждый предъявлял новые требования. Только в 1681 г. воевода был выкуплен родственниками за 60 тысяч рублей золотом. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину. Но жить на свободе пришлось недолго. Через полгода, в 1682 г., он умер.

Из этой пещеры открывается великолепный вид на долину Ашлама-Дере, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек и Чатыр-Даг.

Выжженные солнцем белые каменистые дороги, пересекая холмы, ведут в поселок Научный, в Баклу, на Тепе-кермен, в долину р. Качи. Вид, открывшийся с этого обрыва, вдохновил Мицкевича на дивные строки сонета «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале».

Покидая город дышите глубоко: воздух Чуфут-Кале по-настоящему целебный. В «пещерном городе» никогда не было эпидемий, и во время вспышек холеры и чумы жители соседних городов спасались здесь от них.
Выйдя из крепости через ворота средней оборонительной стены «Биюк-капу», идите по тропинке направо вниз под горку. Она приведет вас на древнее караимское кладбище. Отсюда начинается Иософатова долина.
Иосафатова долина для караимов была традиционным местом захоронений. Известны случаи, когда сюда привозили хоронить караимов со всего мира. Современные ученые считают, что самое древнее погребение относится к середине XIII века.

Балта Тиймез. Караимское кладбище.

Координаты:
44°44’14.20″С
33°55’44.97″В

Иосафатова долина — так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима. На севере за долиной Ашлама-Дере лежит гора Мейдан-Даг, подобная Масличной горе; на юге за долиной Кизил-Дере — гора Бешигдаг, покрытая ореховым кустарником, как в Иерусалиме. У ее подножия находится источник Юсуп-Чокрак (в переводе с караимского – «Фонтан Иосифа»), по дну долины протекает пересыхающий летом Кедронский ручей.
Скалы, камни, могилы, развалины на горах, пустынность долины всегда привлекали художников. Сюда приезжал И. Н. Крамской для этюдов к картине «Христос в пустыне». Бывали здесь И. Е. Репин и В. А. Серов. Чуфут-Кале посещали А. С. Пушкин и Адам Мицкевич, А. С. Грибоедов и В. А. Жуковский, Леся Украинка и М. М. Коцюбинский, А. М. Горький и А. Н. Толстой.

Сейчас кладбище заброшено и заросло небольшой рощицей. Только в дальнем конце сохранились многовековые дубы, считавшиеся священными. Именно из-за них кладбище называется Балта Тиймез, в переводе с тюркского «топор не тронет». Кладбище поразит вас своей таинственностью. Здесь, внизу почти никогда не бывает ветра и стоит оглушительная тишина. Не слышно птиц, только старые деревья потрескивают и поскрипывают.

Тиймез является самым большим, самым старым и одним из самых изученных караимских кладбищ. Ему около тысячи лет, а сколько человек тут похоронено никто точно не скажет.
Форма надгробий различная. Есть обычные вертикальные плиты, есть горизонтальные надгробия, но чаще всего встречаются различного размера вот такие «домики». Они сплошь заполнены надписями.

На этом же кладбище покоится исследователь караимской истории Авраам Самуилович Фиркович, археолог, писатель, священнослужитель.
Основным направлением его деятельности было выяснение родословной народа. Он много путешествовал и собрал богатую коллекцию древних книг. Большая часть этой коллекции хранится сейчас в Российской национальной библиотеке.

Прямо около входа на кладбище находится мемориальный памятник легендарному защитнику Порт-Артура Марку Федоровичу Тапсашару.

Обратно лучше вернуться назад к восточным воротам и пойти по тропинке, идущей от ворот прямо, по гребню горы.

«Дорога над пропастью в Чуфут-Кале».

Дорога густо заросла кизилом. осенью, в конце сентября мы горстями собирали эти сочные ягоды.
Примерно через километр будет развилка с указателем:

Налево будет спуск в долину и далее по множествам развилок можно попасть куда заблагорассудится по долинам, а прямо, через 3,5 км вас ждет другая крепость — Тепе-Кермен.
Если честно, то полного дня на осмотр Чуфут-Кале недостаточно, поэтому можно вернуться в Бахчисарай в гостиницу и продолжить осмотр Чуфут-Кале и окрестностей на следующий день, а заодно посетить ханский дворец в Бахчисарае.

Чуфут-Кале пещерный город

Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от города Бахчисарай, на расстоянии 2,8 км. Крепость Чуфут-Кале находится на высоте 600 метров над уровнем моря. Три из четырех подходов к крепости являются отвесными скалами. ​

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS N 44.741298, E 33.920656

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.

Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.

Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.

Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.

В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.

Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.

В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале – одна из старинных достопримечательностей Крымского полуострова, ее географическая близость к Бахчисараю зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала Ханский дворец Бахчисарая, потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.